Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

Во исполнение Стратегии развития информа- ционного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. основными целями цифро- вой трансформации СОБЖ должно являться обеспечение следующих национальных инте- ресов: l развитие человеческого потенциала в сферах безопасности жизнедеятельности на основе формирования информационного простран- ства знаний и культуры безопасности жизне- деятельности; l обеспечение безопасности граждан и госу- дарства; l развитие взаимодействия по вопросам обес- печения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов местного самоуправления и государственной власти; l повышение эффективности государственно- го и муниципального антикризисного управ- ления. Создание единого цифрового пространства Обеспечение безопасности жизнедеятельно- сти входит главным образом в полномочия органов государственной власти, а не местно- го самоуправления. Однако включение муниципальных и объекто- вых СОБЖ в единую цифровую экосистему комплексной безопасности позволит не только получать на вышестоящих уровнях необходи- мые им исходные данные, но и эффективно использовать информационно-вычислитель- ные ресурсы федеральных и региональных систем на местном уровне, исключить ненуж- ное дублирование функций и задач, суще- ственно снизить совокупные расходы консоли- дированного бюджета на обеспечение без- опасности. Вместе с тем в целях эффективного сопряже- ния федеральной, региональных и муници- пальных цифровых платформ и формирова- ния единого информационного пространства комплексной безопасности представляется целесообразным создание по взаимно согла- сованным требованиям типовых региональ- ной и муниципальной платформ. Как мини- мум здесь будет необходима разработка типо- вых регламентов и протоколов обмена данны- ми, прогнозных моделей, сценариев реагиро- вания и т.д. Такие типовые наработки должны достаточно легко адаптироваться к специфи- ческим особенностям субъектов РФ и муници- пальных образований. Важной предпосылкой для успешной реализа- ции этого подхода могло бы стать обеспечение его финансирования из одного источника (федерального бюджета). Модульный подход При разработке цифровых платформ обес- печения безопасности жизнедеятельности целесообразно в полной мере использовать возможности базовых инфраструктурных цифровых платформ и "сквозных" технологий, создаваемых в рамках программы "Цифровая экономика" (таких, как Интернет вещей, боль- шие данные, нейротехнологии и искусствен- ный интеллект, системы распределенного рее- стра и др.). Именно такой модульный подход позволит существенно ускорить разработку новых сервисов обеспечения безопасности жизне- деятельности и соответствующего отече- ственного прикладного программного обес- печения. Архитектура экосистемы комплексной безопасности В 2018 г. заместителем председателя Госу- дарственной Думы Ириной Яровой были под- готовлены и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти предложения о создании Единой унифициро- ванной системы комплексной безопасности (ЕУСКБ). С позиций системного подхода архитектура общегосударственной территориально распре- деленной информационной системы, каковой будет являться ЕУСКБ, должна строиться по принципу "матрешки" и включать в себя струк- турные подсистемы регионального уровня, которые в свою очередь формируются из муни- ципальных звеньев. ЕУСКБ с использованием соответствующих циф- ровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности вертикально и горизонталь- но интегрирует основные ее сегменты (рис. 2). Каждый сегмент ЕУСКБ будет представлять собой совокупность СОБЖ, сопряженных друг с другом на рассматриваемом уровне управле- ния посредством соответствующей цифровой платформы, и через эту платформу сопрягаться с вышестоящими и нижестоящими платформа- ми и сегментами, а также со смежными цифро- выми платформами государственного и муни- ципального управления (рис. 3). При этом под аппаратно-программным ком- плексом (АПК) "Безопасный город" понимается совокупность: l комплексов средств автоматизации (КСА) объектовых и муниципальных автоматизиро- ванных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (подсистем) на местном уровне, которые предназначены для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания; l соответствующей информационно-коммуни- кационной инфраструктуры на всех уровнях управления, обеспечивающей совместное согласованное функционирование выше- названных КСА и их сопряжение с взаимо- действующими муниципальными и госу- дарственными автоматизированными систе- мами. Комплексная система обеспечения безопасно- сти жизнедеятельности населения (КСОБЖН), в свою очередь, представляет собой террито- риально распределенную интегрированную автоматизированную информационно-управ- ляющую систему, созданную органами госу- дарственной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с заинтересо- ванными федеральными органами исполни- тельной власти, органами местного само- управления и организациями. Она включает в себя региональную информационно-комму- никационную инфраструктуру и сопрягаемые с использованием этой инфраструктуры авто- матизированные системы региональных орга- нов исполнительной власти, соответствующих территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающие на территории субъекта Российской Федера- ции задачи антикризисного управления в сферах обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. n апрель – май 2019 www.secuteck.ru ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД A L L - O V E R - I P 54 Рис. 3. Архитектура Единой унифицированной системы комплексной безопасности Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw