Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

– Роман Сергеевич, в каких сферах беспи- лотные авиационные системы в настоящее время применяются наиболее широко? – Беспилотные авиационные системы все боль- ше проникают в различные сферы деятельности человека, интерес к их использованию обуслов- лен экономическими, в отдельных случаях научно-техническими аспектами. Более 85% российского рынка услуг БАС сосре- доточено на картографировании и мониторинге различных объектов: железных дорог, линии электропередач, дорожных покрытий, мостов, карьеров, нефте- и газопроводов. Активно раз- вивается применение БАС в сельском хозяйстве, сейчас это более 10% рынка. Остальные 5% занимает применение, связанное с другими видами мониторинга – экологического, магнито- метрического, разведки ледовой обстановки, мониторинга лесных пожаров. Рассматриваются также перспективы применения БАС для поиска и спасения людей, доставки грузов и пассажиров. – Как вы уже отметили, БАС успешно при- меняются для мониторинга протяженных объектов, которыми, в частности, являются энергодобывающие и энергоснабжающие предприятия ТЭК. Известно ли об успешном опыте применения БАС в других сферах? – Положительным примером применения БАС является проект Национальной технологической инициативы (НТИ) "Цифровая модель типового региона" (ЦМТР) в Тульской области. Проект ЦМТР стал самым масштабным в мире про- ектом, выполненным с применением БАС. При этом его потенциальный экономический эффект более чем на порядок превышает затраченные средства. Фактически в результате реализации проекта была выполнена инвентаризация земель Туль- ской области. Только в населенных пунктах области было выявлено более 60 тыс. самоза- хватов общей площадью около 3 тыс. га. Рыноч- ная стоимость этих земель превышает 12 млрд рублей. При устранении самозахватов, по кон- сервативной оценке, может быть получено не менее 3,4 млрд рублей единовременно и 165 млн рублей ежегодно в виде налоговых поступлений. На землях сельхозназначения было выявлено более 220 тыс. га однозначно неиспользуемых земель. Для сравнения: по программе "Дальне- восточный гектар" было предоставлено 102 тыс. га. Кадастровая стоимость этих земель составляет 5,5 млрд рублей. При возврате их в сельхозоборот ежегодный прирост доходов Тульской области превысит 5,5 млрд рублей, налоговые поступления – 330 млн рублей. – Какие основные барьеры стоят на пути развития рынка БАС? – Тема создания условий для развития про- изводства и применения БАС является предме- том нашего пристального внимания. Рынок БАС и услуг на их основе развивается в России не динамично. Это обусловлено тем, что разработчики беспилотных БАС выпол- няют новые проекты с самого начала, прора- батывая технологии и аппаратно-программ- ные решения заново, либо ориентируются на иностранных поставщиков. Это приводит к существенному удорожанию проектов, уве- личению сроков их реализации, отставанию от зарубежных разработок и в конечном счете к недостаточной конкурентоспособности. С другой стороны, отсутствует должный уровень коммерческой заинтересованности частных финансово-производственных структур, федеральных министерств и ведомств в экс- плуатации БАС вследствие многих факторов, которые нам известны: повышенного коммер- ческого риска, нормативной неопределенно- сти, отсутствия наземной и космической инфраструктуры, отсутствия технических средств, позволяющих интегрировать БАС в единое воздушное пространство. Для создания высокоэффективных БАС нам требуется обеспечить проектно-конструктор- ские организации сформированным научно- техническим заделом (НТЗ). Сроки создания НТЗ должна быть согласованы с готовностью смены поколений БАС. В настоящие время департаментом авиацион- ной промышленности совместно с ФГБУ НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" разработаны предложения по формированию единой научно-технической и производственно-эконо- мической политики, направленной на развитие применения БАС. Организовано обсуждение предложений с рядом федеральных мини- стерств и ведомств как дальнейших пользова- телей БАС и услуг с их использованием, а также с институтами развития. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 55 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Роман Наумов Советник заместителя министра Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Развитие БАС: успехи и барьеры Беспилотные авиационные системы (БАС) сегодня используют военные и врачи, эко- логи и землемеры, фотографы и путешественники. Интеллектуальный цифровой мони- торинг объектов нефтедобычи с помощью беспилотных летательных аппаратов – уже не технологии будущего, а неотъемлемая часть сегодняшнего производственного процесса. В каких еще сферах применяются дроны? Какие основные препятствия стоят на пути широкого внедрения БАС в различные сферы экономики? Об этом мы спросили советника заместителя министра Министерства промышленности и тор- говли Российской Федерации Романа Сергеевича Наумова www.geoscan.aero Б олее 85% российского рынка услуг БАС сосредоточено на картогра- фировании и мониторинге протяженных объектов: железных дорог, линии электропередач, дорожных покрытий, мостов, карьеров, нефте- и газопроводов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw