Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

судов, способствует выявлению скрытых очагов возгорания, прогнозирует обруше- ние конструкций и сооружений путем определения температуры поверхности, что позволяет эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенно- го характера. В конструкторском бюро Маслова разработан перспек- тивный многоцелевой россий- ский противопожарный верто- лет RUMAS-10. На вертолете установлена струйная система пожаротушения барабанного типа. Кроме того, есть пневма- тическая баллистическая система (пушка) для высоко- точного метания порошковых зарядов (снарядов) пожароту- шения на расстояние в 25–30 м, что позволяет вести "стрельбу" по очагам огня в горящих поме- щениях. Конструкцией вертоле- та RUMAS-10 предусматривает- ся вариант его использования в качестве беспилотного аппа- рата Регистрационные номера для БАС В соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ проводится работа по присвоению персональных регистрацион- ных номеров беспилотным воздушным судам, находящимся на оснащении в под- разделениях МЧС России. Прорабатываются вопросы обязательного страхования ответ- ственности владельца воздушного судна за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Направления развития беспилотной авиации в России С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и туше- нии пожаров, определены основные направ- ления развития беспилотной авиации в систе- ме МЧС России: l организация работы по подготовке норматив- ных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС); l повышение готовности штатных подразделе- ний, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня; l обеспечение развития и повышение эффек- тивности применения БАС при выполнении функциональных задач; l организация подготовки и повышения квали- фикации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России; l изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации. Лучшие в эксплуатации БАС С увеличением количества беспилотных лета- тельных аппаратов, повышением их возмож- ностей и масштабов применения на первый план выходят вопросы, связанные с подготов- кой квалифицированных специалистов по экс- плуатации БАС. Обеспечивается ежегодное проведение курсов повышения квалификации личного состава расчетов БАС на базе высших учебных заведений МЧС России, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Аналогичная работа организуется в учебных центрах ФПС МЧС России после осна- щения их беспилотными летательными аппа- ратами. К 2019 г. уже обучены 1050 внешних пилотов. В свете вышесказанного в качестве одной из форм организации и проведения группового вида профессиональной подготов- ки летного состава, эксплуатирующего БАС, в июне 2018 г. на базе ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" были проведены I Всероссийские соревнования среди лучших команд МЧС Рос- сии по мастерству управления беспилотными воздушными судами на звание "Лучший рас- чет беспилотных авиационных систем МЧС России". Соревнования проводились на такти- ческом фоне и в следующих целях: l совершенствование профессиональных навы- ков пилотирования и организации производ- ства полетов беспилотных воздушных судов, определения и проверки уровня подготовки внешних пилотов; l обмен опытом, пропаганда знаний, приемов и способов проведения авиационных работ при решении задач по предназначению с при- менением БАС. Подобные соревнования планируется прово- дить ежегодно. Беспилотники для Арктической зоны Объективные условия и географическое поло- жение Арктической зоны предполагают необхо- димость наличия на оснащении БВС большой дальности и продолжительности полета. Ввиду территориальной протяженности региона воз- душный мониторинг является наиболее эффек- тивным средством дистанционного сбора дан- ных. Включение в состав авиационного компо- нента Арктической группировки МЧС России перспективных беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работаю- щих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру. Таким образом, на основе принятой Концепции применения беспилотных авиационных систем МЧС России, а также с учетом опыта их практи- ческого использования при предупреждении ЧС и ликвидации их последствий способы и такти- ческие приемы использования беспилотных летательных аппаратов будут совершенство- ваться, а диапазон сфер применения при реше- нии задач МЧС России – расширяться. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 57 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.hna.de В мае 2014 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw