Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 16 Р оссийская Федерация каждый раз подтвер- ждала высокую эффективность системы государственного контроля и надзора за обес- печением авиационной безопасности в граж- данской авиации. В заключительном конфиденциальном отчете комиссии ИКАО было отмечено полное выпол- нение Российской Федерацией требований стандартов и рекомендуемой практики Прило- жения 17 "Безопасность. Защита международ- ной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" и Приложения 9 "Упрощение формальностей" с одним из лучших показате- лей в мире – на уровне около 95%. Одновременно в отчете были официально представлены и рекомендации комиссии по повышению эффективности реализации по 5% действующих требований ИКАО. Регулярная актуализация данных по 9 направлениям В ноябре 2019 г. был отработан и одобрен Минтрансом России и ИКАО конфиденциальный план корректирующих действий по реализации рекомендаций комиссии в течение 2020 г. В соответствии с УППАБ-МНМ государством должна постоянно актуализироваться и направ- ляться в ИКАО конфиденциальная информация – ответы на четыре официальных вопросника (чек-листа): l 1-й вопросник. Вопросы протокола (содержат 497 базовых вопросов, а с учетом подвопро- сов – более 2 тыс.); l 2-й вопросник. Контрольные перечни соблю- дения положений (содержат 165 базовых вопросов); l 3-й вопросник. Вопросы о деятельности госу- дарства в области авиационной безопасности (содержат 216 базовых вопросов); l 4-й вопросник. Сводная форма учета меро- приятий государства по контролю качества (надзору) (содержит 269 базовых вопросов). Все эти вопросы распределены по девяти основ- ным направлениям деятельности в области обеспечения авиационной безопасности: l LEG – нормативные рамки и система безопас- ности; l TRG – подготовка персонала служб авиацион- ной безопасности; l QCF – функции контроля качества (надзора); l OPS – эксплуатация аэропортов; l IFS – безопасность воздушных судов на земле и в полете; l PAX – безопасность пассажиров и багажа; l CGO – безопасность груза, бортпитания и почты; l AUI – ответ на незаконные вмешательства; l FAL – аспекты упрощения формальностей. Все вопросы и, соответственно, ответы на них отне- сены ИКАО к одному из восьми критических эле- ментов (КЭ) системы авиационной безопасности: l КЭ1: законодательство по авиационной без- опасности; l КЭ2: программы и нормативные положения; l КЭ3: надлежащие полномочные органы и их обязанности; l КЭ4: квалификация и подготовка персонала; l КЭ5: обеспечение технических рекоменда- ций, средств и критически важной для без- опасности информации; l КЭ6: обязательства по сертификации и утвер- ждению; l КЭ7: обязательства по контролю качества (надзору); l КЭ8: корректирующие действия. При этом каждый вопрос имеет определенный уровень своей важности (всего три уровня – высокий, средний и низкий) в системе оценки рисков, связанных с неисполнением или недо- статочной эффективностью реализации стан- дартов (обязательных требований) ИКАО. Изменения в Приложении 17 В последние годы проявились новые виды угроз и вызовов, например такие, как кибертерро- ризм, инсайдеры и использование беспилотных летательных аппаратов. Учитывая эти новые угрозы, ИКАО постоянно разрабатывает и внедряет новые механизмы регулирования защиты международной граж- данской авиации путем внесения изменений в стандарты и рекомендуемую практику в виде новых обязательных требований. Так, с 30 июня 2020 г. вступает в действие новая Поправка № 17 к Приложению 17, которая содержит целый ряд принципиальных иннова- ционных изменений, требующих внимательно- го осмысления для их эффективной реализации в системе безопасности авиации России. Кроме включения совсем новых требований и изменений в действующие требования, четыре рекомендации Приложения 17 поменяли свой статус-кво и стали обязательными требования- ми – стандартами. Рассмотрим, каким образом эти инновации рас- пределены по всем разделам Приложения 17. Корректировки в определениях В главе 1 в разделе "Определения": l в части проверки анкетных данных персонала стала допустима проверка любой информа- ции, имеющей отношение к пригодности человека к работе, связанной с безопас- ностью, в соответствии с национальным зако- нодательством; l в части груза или почты с высокой степенью риска исключены все критерии по их идентифи- кации как представляющие угрозу и как вызы- вающие подозрение, что принятые меры могут быть недостаточными либо что груз или почта представлены к перевозке от неизвестного лица. Все это заменено на то, что груз или почта могут представлять угрозу на основании поступившей оперативной информации по результатам спе- циальных операций либо имеют аномалии или признаки фальсификации, вызывающие подо- зрение. В части обзоров (исследований) состояния без- опасности – они исключены в принципе, в том числе и для выявления на основе обзоров уязвимостей, которые могут быть использованы для актов незаконного вмешательства. Поправки к обязанностям государства В главе 2, в разделе "Общие принципы", в под- разделе 2.1 "Цели" ранее бывшая рекоменда- ция 2.1.4 стала обязательным требованием (стандартом) и теперь включает обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту информации по авиационной безопасности, но только конфиденциальной (чувствительной) информации. В разделе 2.4 "Международное сотрудничество" в требование 2.4.1 включена обязанность обес- печения соответствующей консультации от госу- дарства, запрашивающего дополнительные меры безопасности в отношении конкретного рейса (рейсов), и рассмотрение альтернативных мер, которые эквивалентны запрашиваемым. Требования по подготовке и проверке персонала В разделе 3 "Организация", в подразделе 3.1 "Национальная организация и полномочный орган" в обязательное требование 3.1.8 внесено специальное указание на то, что программы подготовки кадров и система сертификации апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Владимир Черток Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Авиационная безопасность в 2020 году: новые стандарты и требования В 2020 г. авиационное сообщество отметит 50-летие вступления нашей страны в Меж- дународную организацию гражданской авиации (ИКАО) и 45-летие вступления в дей- ствие Приложения 17 "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Чикагской конвенции о международной граж- данской авиации от 1944 г. В июне 2019 г. комиссией ИКАО была проведена третья плановая проверка Россий- ской Федерации по Универсальной программе проверок авиационной безопасности на основе механизма непрерывного мониторинга (УППАБ-МНМ) всех государств – членов ИКАО. Все три проведенные ИКАО проверки в 2006, 2011 и 2019 гг. прошли успешно

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw