Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 32 Николай Махутов Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф. Таисия Шепитько Директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ, почетный транспортный строитель РФ, д.т.н., проф. Владимир Балановский Член комиссии РАН по техногенной безопасности, действ. член АПК и ВАНКБ, проф. Академии военных наук Алексей Авдонов Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест" Игорь Грунин Руководитель Экспертно-аналитического центра инженерно-технического аудита ООО "Технологический институт "ВЕМО" Нина Николаева Помощник члена Совета Федерации Владимир Подъяконов Член комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного совета Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к.и.н. В Стратегии национальной безопасности Рос- сийской Федерации до 2020 г. отмечается: "В целях обеспечения государственной и обще- ственной безопасности в РФ укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядер- ного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспече- ния населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов". Решение комплексной проблемы существенно- го ускорения социально-экономического разви- тия страны и ее обороноспособности непосред- ственно связано с радикальным повышением эффективности объектов транспортной инфра- структуры и темпов роста масштаба производ- ства. Одним из ключевых направлений успеш- ного решения этих задач является интенсифи- кация разработки и внедрения высокоэффек- тивных систем комплексной безопасности. Формирование межотраслевых законодательных актов Применительно к транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) базовым требованием становится требование обеспечения их безопасной работы по критериям приемлемых рисков. Результаты фундаментальных и прикладных исследований по проблемам техногенной безопасности и рисков являются основой перехода от традиционных методов и систем обеспечения прочности, ресурса и надежно- сти к методам оценки и управления рисками. Единое пространство требует организовать единую комплексную систему безопасности, что уменьшит вероятность возникновения угрозы актов незаконного вмешательства (АНВ) и терактов. При этом главной задачей становится разработка принципиально новых методов и средств синтеза перспективного класса систем комплексной безопасности – создание новой методологии построения систем комплексной безопасности с высоки- ми производственно-экономическими харак- теристиками. Комплексная система обеспечения безопасно- сти ТПУ должна соответствовать требованиям межотраслевой группы законодательных актов. Для выполнения этой задачи необходимо при проектировании проводить анализ норма- тивно-правовых требований применительно к территориям различного функционального назначения и объектам в составе ТПУ. При раз- работке комплексной системы безопасности ТПУ следует выделить нормативно-правовые требования для каждой из территорий и объ- ектов, сформировать концепцию обеспечения безопасности, выбрать необходимые инженерно- технические системы и средства обеспечения безопасности, определить порядок взаимодей- ствия инженерно-технических систем и средств в рамках комплексной системы обеспечения безопасности. апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ www.turproezdka.ru Р ешение комплексной проблемы существенного ускорения социаль- но-экономического развития страны и ее обороноспособности непо- средственно связано с радикальным повышением эффективности объектов транспортной инфраструктуры и темпов роста масштаба производства Противодействие вызовам гибридной войны Использование информационных технологий в совершенствовании процесса проектирования транспортно-пересадочных узлов В первой части статьи 1 были рассмотрены пути повышения эффективности обеспече- ния безопасности транспортно-пересадочных узлов в условиях воздействия природ- ных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства и появления новых видов угроз, реализуемых в ходе гибридных войн. Теперь пора поговорить о направ- лениях деятельности по устранению противоречий и пробелов в нормативной базе для обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов 1 Махутов Н., Шепитько Т., Балановский В., Аддонов А., Грузин И., Николаева Н., Подъяконов В. Противодействие вызовам гибридной войны. Анализ практики обеспечения безопасности на транспортно-пересадочных узлах // Системы безопасности. – 2020. – № 1 (151).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw