Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 В случае внезапного появления в составе наружного воздуха опасных концентраций химически опасных веществ (ХОВ), бактерио- логических средств, задымлений и т.д. необходимо прекратить подачу воздуха с поверхности путем реверса на вытяжку при- точных вентиляторов и перекрыть газовоздуш- ные тракты, если таковые имеются, с помощью быстродействующих защитно-герметических и герметических клапанов либо ввести режим фильтровентиляции. Быстродействие всех элементов системы обна- ружения ХОВ и бактериологических средств является важнейшим условием успеха обес- печения безопасности пассажиров и повыше- ния эффективности системы защиты метропо- литенов от поражающих факторов. Применение данной системы является обязательным усло- вием при использовании метрополитена как объекта гражданской обороны. Реверс "с ходу" Отдельная проблема – это обеспечение реверса "с ходу" тоннельных приточных вентиляторов для изменения направления подачи воздуха на вытяжку. Изменение направления вращения ротора вентиляторов осуществляется переключением порядка чередования фаз на противополож- ный. Процесс переключения "с ходу" с одного направления вращения на противоположное сопровождается опасными динамическими нагрузками, 10-кратными бросками токов и просадками напряжения, что недопустимо для большинства эксплуатируемых в метро вентиляторов. Полная остановка вентилятора и с последующим реверсом требует значитель- ного времени и приведет к попаданию опас- ного количества ХОВ и биологических средств во внутренние объемы, если нет быстродей- ствующих клапанов перекрытия вентшахт мет- рополитена. Были выполнены динамические испытания вен- тиляторов FTDA-REV-180. Они имеют привод от электродвигателя с частотным преобразова- телем прямого управления моментом (Direct Torque Control), который позволяет плавно запускать вентилятор, изменять его производи- тельность и при необходимости производить быстрый реверс "с ходу" направления вращения в случае аварийной ситуации. М одель разлива хлора из цистер- ны показывает хаотичность и неравномерность распределения концентраций хлора по площади в зависимости от скорости ветра и плана застройки местности. При- менение моделирования позволяет нагляднее оценивать текущую ситуацию и прогнозировать разви- тие событий. А чтобы знать об обстановке, необходимо переда- вать данные мониторинга текущей ситуации от локальных метеостан- ций с поверхности Единый центр контроля и управления микроклиматом метрополитена При возникновении ЧС в метрополитенах всту- пает в силу план ликвидации аварии. Управле- ние вентиляцией должно выполняться в соот- ветствии с отработанными режимами, а рабо- той тоннельной вентиляции – из Единого цент- ра контроля и управления микроклиматом мет- рополитена. Настало время проведения полномасштабной модернизации системы мониторинга и управ- ления параметрами воздушной среды метропо- литенов на основе внедрения современных ИT- технологий с переходом на более высокий качественный уровень при решении основных технологических, организационных и экономи- ческих задач. Внедрение инновационной авто- матизированной системы контроля и управле- ния параметрами воздушной среды и микро- климата метрополитена позволит комплексно решить проблему обеспечения необходимого качества воздушной среды. Система обеспечит измерение параметров мик- роклимата во всех основных пассажирских помещениях и снятие показателей работы шахт- ных вентустановок, сбор, обработку и передачу информации на центральный диспетчерский пункт Единого центра контроля и управления микроклиматом метрополитена. Создание такого Единого центра позволит: l обеспечить благоприятные и безопасные условия перевозки, сохранить здоровье пас- сажиров, персонала метрополитена, поддер- жать высокую работоспособность персонала; l снизить риски и смягчить последствия при терактах и ЧС на метрополитенах путем использования системы полномасштабного контроля параметров воздушной среды (мик- роклимата), видеонаблюдения, мониторинга текущей обстановки с применением новых информационных технологий; l повысить энергоэффективность и снизить энергопотребление метрополитенов за счет оптимизации работы системы вентиляции; l обеспечить надежное функционирование метрополитена как объекта двойного назначения. Вентиляция как средство спасения Наиболее опасными ситуациями для жизни людей являются пожары и террористические акты. При этом самый худший вариант пожара – возгорание вагона, самое худшее место возго- рания – перегон между станциями, а самое худ- шее время возгорания – это час пик. Для пассажиров метро нет никаких средств индивидуальной защиты и практически ника- кой возможности достаточно быстро покинуть опасную зону, находясь в неподвижном поезде в тоннеле. Единственное средство спасения от отравлений – вентиляция. Многочисленные эксперименты с применением дымовых шашек на станциях показали низкую эффективность существующих способов дымоудаления. Требу- ется поиск новых алгоритмов выбора вентиля- ционных режимов метрополитенов, которые удовлетворяют требованиям СНиП 32-02–2003 "Метрополитены" и СП 32-105–2004 "Метро- политены" в аварийных ситуациях. Внедрение автоматизированной системы конт- роля и управления параметрами воздушной среды и микроклимата позволит комплексно решить проблему обеспечения необходимого качества воздушной среды метрополитена. От проблем к системному подходу В числе известных, но нерешенных проблем в метрополитене остаются: l отсутствие достоверных методик и программных средств моделирования задымления аварийных участков трассы при возгораниях и выборе опти- мальных режимов работы системы вентиляции с помощью вычислительной техники; l отсутствие при ЧС у операторов текущих данных о параметрах воздуха и работе вен- тустановок (подача и депрессия) на аварий- ном и смежных с ним участках линии; l отсутствие возможности выбора и ведения действий по эвакуации пассажиров в случае пожара в середине состава, остановившегося на перегоне; l отсутствие требуемой нормативной базы по проблеме пожарной безопасности на метро- политенах. Все это показывает, что среда безопасности мет- рополитена должна создаваться как комплекс целенаправленных технических и организа- ционных мероприятий. Время простых изоли- рованных решений закончилось. Для решения проблемы безопасности на метрополитенах необходим системный подход. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Параметры, контролируемые системой управления микроклиматом

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw