Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 С целью предотвращения угроз природного и техногенного характера, а также актов незаконного вмешательства и для формирова- ния единой и эффективной системы обеспече- ния безопасности на транспорте Правительство Российской Федерации выработало курс, нашедший отражение в Федеральном законе № 16 "О транспортной безопасности" и Ком- плексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте. Направленность законодательных мер Значительная часть мер, осуществляемых в рам- ках Комплексной программы обеспечения без- опасности населения на транспорте, направлена на обеспечение безопасности объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (понятие "транспортная безопасность"). Следствием ука- занного положения дел является недостаточность реализуемых по Комплексной программе мероприятий безопасности для сохранения жизни и здоровья пассажиров при инцидентах, не относящихся к актам незаконного вмешатель- ства, но при этом способных нанести значитель- ный ущерб жизни и здоровью граждан. Безопасность функционирования транспортно- го комплекса – это состояние защищенности транспортной деятельности, достигаемое и поддерживаемое путем реализации комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер в области транспортной безопас- ности и безопасности на транспорте. Цели соз- дания благоприятных и безопасных условий перевозки, сохранения жизни и здоровья пас- сажиров, поддержания высокой работоспо- собности персонала и защиты окружающей среды в процессе эксплуатации технических систем метрополитенов могут быть достигнуты только при соблюдении всех существующих требований российского законодательства и разработке новых. Ответственные зоны инфраструктуры метрополитена Анализ существующего положения в сфере обеспечения транспортной безопасности и безопасности на метрополитене предполагает детальное знание состава и структуры метро- политена и его элементов. В условиях метро- политена маловероятна возможность обес- печения 100%-ного досмотра входящих пас- сажиров и их багажа, так как для решения дан- ного вопроса требуется разработка и оснаще- ние зон досмотра инженерно-технической системой безопасности с максимальной про- пускной способностью не менее 14 человек в секунду. Но даже 100%-ный досмотр не может обеспе- чить благоприятные и безопасные условия перевозки, сохранения жизни и здоровья пас- сажиров, поддержания высокой работоспособ- ности персонала и защиты окружающей среды в процессе эксплуатации технических систем. На сегодняшний день остается еще много уязвимых зон инженерной инфраструктуры, влияющих на обеспечение комплексной без- опасности метрополитена. Система вентиляции является основой жизне- обеспечения, создания необходимых режимов проветривания при повседневной эксплуатации и нарушении нормальной работы инженерной инфраструктуры метрополитена. В силу большого количества требований и норм проектирования вентиляционные системы в подземных сооружениях (метрополитенах, автомобильных тоннелях, шахтах, объектах ГО и т.д.) можно отнести к разряду самых сложных и самых ответственных. Система защиты газовоздушных трактов Ахиллесовой пятой метрополитенов были и остаются воздухозаборные киоски, которые не оснащаются быстродействующими системами контроля химически опасных веществ (ХОВ) и бактериологических средств. В связи с наличием в крупных городах предприя- тий, работающих с такими ХОВ, как аммиак, хлор и др., нельзя не учитывать возможность техноген- ных аварий на близко расположенных от возду- хозаборов потенциально опасных предприятиях. апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Виктор Громов Профессор Военного инженерно-технического института, д.т.н. Вячеслав Курышев Главный технолог Международной Ассоциации МЕТРО Единый центр контроля и управления микроклиматом метрополитена Метрополитен в аварийных режимах и при террористических воздействиях Обеспечение безопасности и поддержание параметров воздушной среды Метрополитен – социально-транспортный, потенциально опасный, технически особо сложный и критически важный объект двойного назначения. Нарушение его функ- ционирования может приводить к чрезвычайным ситуациям или негативным послед- ствиям для инфраструктуры и экономики городов, пассажиров и населения, прожи- вающего на соответствующей территории. Сложность инженерной инфраструктуры метрополитенов, развитие социальных запросов и, прежде всего, требование мини- мизировать последствия внештатных ситуаций привели к разработке норм и правил, которые превратили современные метрополитены в высокотехничную инфраструк- туру с передовыми системами управления и контроля

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw