Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 34 Требуется организовать проведение научно- исследовательских работ и разработать научно-методическую документацию по про- ектированию комплексных систем безопасно- сти ТПУ, обеспечению интеграции комплекс- ных систем безопасности ТПУ и систем без- опасности, предусмотренных государственны- ми программами "Безопасный город или регион". Результатами работы будут являться методические правовые и технические реко- мендации, проекты нормативных документов и стандартов в области обеспечения безопас- ности ТПУ, проекты нормативно-правовых актов для представления в правительство. Главным компонентом этой работы должны стать лучшие практики систем комплексной безопасности, адаптированные к специфиче- ским условиям эксплуатации ТПУ и интегри- рованные в их информационно-управляющие системы. Полученные результаты являются системно-технической основой, обеспечиваю- щей возможность ускоренного и гармонизи- рованного выполнения последующих стадий работ по проектированию подсистем системы безопасности ТПУ. Курс на интеллектуальные системы Необходимо формирование архитектурной среды ТПУ, с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-пла- нировочных композиционных решений, моде- лирования его внешней формы, путем создания методологии синтеза многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ в зависимости от производственно-экономических показате- лей. При этом нужно максимально использо- вать наработки, выполненные специалистами АСУ ТП, что важно при интеграции в рамках ТПУ объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с объектами городской инфраструктуры, а также позволит комплексировать эти системы, кардинально снизить их стоимость и привлечь к разработкам и эксплуатации квалифициро- ванный персонал, знакомый с конкретными объектами инфраструктуры и их критическими элементами. Следует учитывать, что у разработчиков АСУ исторически сложилось направление деятель- ности при создании систем в сторону диспет- черизации процесса. Для актуализации этих разработок необходимо к ним добавить информационную и расчетно-аналитическую системы с базами данных, что позволит со временем перейти к "человеко-машинной" схеме и работе на основе баз знаний. При этом системы, аналогичные АСУ, исключают участие человека в процессе управления или максимально ограничивают его. Они не имеют аналитической и расчетной системы и никак не используют в текущей деятельно- сти интеллект экспертов. Интеллектуальную систему отличает включение последнего ком- понента, что позволяет перейти от только входных данных к интеграции входных и рас- четных данных, с получением синергического эффекта. Это дает возможность анализиро- вать текущее состояние, строить всю деятель- ность по предотвращению и локализации нарушений (в том числе АНВ и терактов) и анализировать предшествующие события. На основе результатов этого анализа появляется возможность заранее разрабатывать сцена- рии развития событий, планировать и реали- зовывать комплексы мероприятий не только по предупреждению нарушений, но и по постоянному, а не цикличному, адаптивному совершенствованию системы. Необходим гарантированный переход от квази- интеллектуальных (информационных) к интел- лектуальным системам поддержки принятия решений в ТПУ как ядра всей системы безопас- ности его объектов, с введением нового терми- на "цифровая безопасность". Под ним нужно понимать такой механизм развития экономиче- ских систем на основе цифрового взаимодей- ствия и ценностных потоков данных для ТПУ, который приведет к получению сетевого эффек- та при решении оперативных и стратегических задач, в первую очередь – по обеспечению без- опасности ТПУ, города, региона и государства в целом. Мониторинг рисков и угроз Современная теория безопасности обосновыва- ет необходимость изменения действующих тра- диционных подходов к обеспечению безопас- ных условий эксплуатации потенциально опас- ных объектов, к которым обносятся и ТПУ. В основу их совершенствования должны быть положены нормируемые параметры рисков и безопасности, обосновываемые для техниче- ских систем по критериям прочности, ресурса, живучести, надежности и безопасности. При этом ключевым фактором в решении данной проблемы является использование концепции мониторинга рисков, основанной на контроле, диагностике и мониторинге базовых парамет- ров эксплуатации объектов, входящих в ТПУ, и комплексном анализе получаемых при этом результатов. При определении угроз ТПУ нельзя учесть все угрозы и защититься от них. Приходится проти- востоять множеству рисков, еще и их сочета- ниям – угрозам и рискам комбинированным, а также типа "домино". При этом надо руковод- ствоваться принципом, принятым в боксе: лучше выиграть наверняка по очкам, чем может быть или нет нокаутом. Можно пренебречь угрозами, вероятность возникновения которых стремится к нулю, несмотря на то что ущерб от них очень велик. Подход к безопасности с прицелом на будущее Система безопасности ТПУ нацелена на соз- дание максимальных препятствий для нару- шителя при реализации им АНВ с помощью формирования архитектурной среды объекта с учетом требований безопасности архитек- турно-планировочных и объемно-планиро- вочных решений объекта. Это совокупность апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ При проектировании ТПУ важно использовать концепцию мониторинга рисков В виду отсутствия в РФ законодательной и нормативно-технической базы для формирования безопасности ТПУ как кластерных объектов необходимо использовать нормативную базу и подзаконные акты ФЗ-16 "О транспортной безопасности". Этот подход применим для обес- печения интеграции на базе инфраструктуры безопасности систем раз- личных объектов, входящих в ТПУ, информационного взаимодействия, получения синергического эффекта и формирования распределенной системы ситуационных центров www.pbs.twimg.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw