Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 35 технических, организационных мер, инже- нерно-технических средств и действий под- разделений охраны с целью обеспечения без- опасности персонала, пассажиров и посетите- лей объекта, предотвращения АНВ и несанк- ционированного доступа к критическим эле- ментам ТПУ. Требуется более тщательно выполнить начальные стадии работ по созда- нию систем безопасности на основании фор- сайт-технологии, оперирующей образами 5–7-летнего будущего. Это радикально меняет отношение к будущему, к типу управ- ления развитием ТПУ с учетом требований безопасности будущего и позволяет изменить ресурсный подход к безопасности "по оста- точному принципу" (ввиду плановой убыточ- ности работ в области безопасности) на чело- веко-ориентированный. Использование лучших практик по различным направлениям и консолидация ресурсов, созда- ние схем эффективного совместного использо- вания различных методов, их сочетание с ресурсосберегающими технологиями позволяет повысить надежность принимаемых проектных решений при фиксированных затратах, решить ключевую проблему безопасности (плановой убыточности) и сделать ее самоокупаемой. Повышение ее эффективности обеспечивается постоянным совершенствованием процесса проектирования структуры и компонентов под- систем с соблюдением нормативных требова- ний к защите самих систем (см. рис.). Основа для разработки стандартов и нормативных документов Анализ особенностей уязвимости ТПУ позво- ляет выявить следующие ключевые проблемы, связанные с отсутствием нормативной базы: l понятие "субъект" применительно к ТПУ раз- мывается (соответственно, отсутствуют сквоз- ная система обеспечения безопасности ТПУ и лица, ответственные за обеспечение безопас- ности части объектов ТПУ); l отсутствует четкое зонирование части объ- ектов и ТПУ в целом; l для части объектов, входящих в ТПУ, не выявляются критические элементы. Положение усугубляется тем, что в состав ТПУ включаются жилые дома, применительно к которым в настоящее время нельзя определить субъектность. С другой стороны, уровень угроз проведения АНВ как для жителей, так и для инфраструктуры ТПУ значительно возрастает. При этом ограниченность ресурсов в области создания систем безопасности в РФ приводит к необходимости локализации усилий в данной сфере на критических направлениях. Построе- ние системы безопасности производится с уче- том требований на уровне элемента и ТПУ в целом, а также требований к построению систем безопасности города, региона и на федеральном уровне. Такой подход обладает синергическим эффектом и является основой для разработки стандартов и нормативных документов. Правовое обеспечение безопасно- сти ТПУ основывается на нормативных актах и указах, посредством которых регламентируется безопасность на территории ТПУ и ответствен- ность в случае их нарушения. Одной из целей работы является определение в общегражданском общем виде возможных направлений проведения АНВ без их детализа- ции с последующей передачей в специализиро- ванные организации для антитеррористической проработки. Такой подход является основой для разработки стандартов и нормативных докумен- тов. Он дает возможность оптимизировать дея- тельность абсолютно всех участников процесса разработки систем комплексной безопасности ТПУ, получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. С другой стороны, это позволяет надежно пари- ровать деструктивные воздействия на ТПУ фак- торов различной природы, значительно повы- сить способность локализовать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций. Работа с персоналом Повышение эффективности систем комплекс- ной безопасности ТПУ невозможно без решения специфических задач в работе с персоналом, так как большинство АНВ проводятся с актив- ной или пассивной помощью (бездействием) персонала объекта. Предлагается ввести посто- янный контроль перемещения персонала по территории объекта с использованием специ- альных меток и текущий (постоянный) контроль физического состояния сотрудников. Переме- щение персонала должно отражаться на мони- торах ситуационного центра объекта, а переход из зоны (сектора) в зону (сектор) – подвергать- ся специальному анализу аппаратно-программ- ным комплексом. Физическое состояние отдельных сотрудников постоянно сравнивается с данными их медосмотра перед заступлением на смену и анализируется с использованием технологии динамической интеграции и пред- ставления разнородных данных для отображе- ния результатов мониторинга текущего состоя- ния. В случае критического отличия текущего физического состояния сотрудника от контроль- ных данных оперативно вводится контроль за перемещением данного сотрудника и наблюде- ние за его действиями с помощью системы видеонаблюдения и службы собственной без- опасности, а также блокируется его перемеще- ние из зоны (сектора) в зону (сектор). 7 шагов к безопасным ТПУ Таким образом, предлагаемый подход к про- ектированию ТПУ обладает следующими отли- чиями и альтернативные свойствами: 1. Установление приоритетов управления защи- щенностью и мобилизационной готовностью ТПУ по видам безопасности, степени воздей- ствий опасности, приоритетам действий орга- нов регулирования и управления. 2. Возможность комплексного анализа суще- ствующего состояния защищенности и мобили- зационной готовности ТПУ, прогнозирования потенциальных опасностей и угроз, создание проактивных и интерактивных методов, средств блокирования и нейтрализации. 3. Использование структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами элементами ТПУ для информацион- ной поддержки принятия решений по пред- упреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 4. Обеспечение безопасности ТПУ как "управление стойкостью" достигается опти- мизацией стойкости путем риск-информиро- ванного управления существующими уязви- мостями и доступными адаптационными возможностями. 5. Разработка систем ТПУ осуществляется с уче- том требований информационной безопасно- сти, с реализаций отдельных элементов элек- тромагнитной безопасности применительно к информационной и кибербезопасности. 6. Информационная безопасность ТПУ реали- зуется с помощью специализированных аппа- ратно-программных комплексов, сочетающих новейшие запатентованные технологии защиты систем управления, включая сигнатурный анализ, проактивный, поведенческий подход и эвристические методы контроля безопасности. 7. Снижение риска реализации АНВ с активной или пассивной помощью (бездействием) пер- сонала ТПУ достигается с помощью организа- ционных мер и специализированных техниче- ских средств. Список литературы: 1. Градостроительный кодекс Российской Феде- рации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015 г.). http://www.minstroyrf.ru/uplo- ad/iblock/263/Градостроительный кодекс.pdf 2. Балановский В.Л., Авдонов А.Ю., Баланов- ский Л.В. Качество безопасности и защищен- ности объектов транспортной инфраструктуры // Каталог "Системы безопасности". 2017. – № 1 (24). 3. Балановский В.Л., Николаева Н.В., Лысов Д.А. Разработка и внедрение актуальных нор- мативных документов – необходимая мера в сфере безопасности // Каталог "Системы без- опасности". – 2017. – № 1 (24). 4. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Лысов Д.А. Инструменты внедре- ния инноваций в сфере безопасности транс- портных комплексов // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20). 5. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Щербина В.И. Обеспечение без- опасности городских объектов транспортной инфраструктуры // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20). 6. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейших городов (на примере Москвы): моногр. // Д.Н. Власов. – М: АСВ, 2009. 7. Власов Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-переса- дочным узлам // Градостроительство. – 2015. – № 3 (37). 8. Данилина Н., Власов Д. Система транспорт- но-пересадочных узлов и "перехватывающие" стоянки: моногр. // Д.Н. Власов. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Рос- сийской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009 г., № 20, ст. 2444. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw