Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 37 по схеме № 4 представляется бессмысленным из-за невозможности достижения конечной цели – получения сертификата (сертификатов) для технических средств, установленных на ОТИ, при одноразовом бюджетном финансировании на проведение сертификации по схеме № 4. Проблемы сертификации технических средств ОТБ При рассмотрении документов, приложенных субъектом транспортной инфраструктуры к заявке, особое внимание уделяется указанно- му в паспортах на изделие сроку эксплуатации. Срок действия сертификата устанавливается до окончания срока эксплуатации изделия, но не более трех лет. Необходимо обратить внимание на следующие факторы: 1. Так как ОТИ (например, в субъектах транс- портной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства) были оснащены до 2016 г., сроки эксплуатации некоторых технических средств подходят к концу либо вообще не указаны в технических паспортах на изделие. 2. Если срок эксплуатации технических средств указан и до его окончания осталось один-два года, сертификат будет выдан только на этот срок. Дальнейшее продление сертификата, после окончания срока действия, невозможно из-за окончания срока эксплуатации техниче- ских средств. Соответственно, СТИ сталкивается с необходимостью замены оборудования на новое в виде реконструкции комплекса техни- ческих средств ОТБ ОТИ, но уже с сертифици- рованным оборудованием. Другие объективные преграды для сертификации Опыт работы с органами сертификации в 2018–2019 гг. по подготовке заявок на серти- фикацию технических средств ОТБ, которыми оснащены ОТИ (по схеме № 4), выявил следую- щее: 1. При консультации со специалистами измери- тельных лабораторий одного из органов серти- фикации, информация о которых опубликована в Едином отраслевом реестре сертификатов в сфере транспортной безопасности, выявлены сложности, связанные с получением сертифи- катов на средства досмотра (металлодетектор, газоанализатор взрывчатых веществ) в связи с отсутствием их интеграции с системой сбора и обработки информации ОТИ (отсутствие интерфейсных возможностей подключения к локальной вычислительной сети Ethernet на ОТИ). Это обязательное требование подпунктов "д" и "е" п. 20 постановления Правительства РФ № 969 "Требования к функциональным свой- ствам технических систем и средств досмотра". Для выполнения требований постановлений № 924 и № 969 появляется необходимость замены средств досмотра на ОТИ при доосна- щении комплекса технических средств ОТБ. 2. При консультациях со специалистами других органов сертификации (ФГУП "Защита- ИнфоТранс", ФКУ НПО "Специальная техника и связь") удалось выяснить также, что: l есть сложность с получением сертификатов на техническую систему сбора и обработки информации (ССОИ) в связи с отсутствием в технической документации сведений о сроке эксплуатации составных изделий ССОИ, а также в связи с отсутствием технических паспортов на серверное оборудование, так как в основном оно иностранного производства; l есть также сложности с получением положи- тельного заключения при проведении измери- тельных испытаний части технических средств системы охранной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, так как они не соответствуют функциональным свойствам, указанным в разделах II, III, V Требований к функциональ- ным свойствам технических средств ОТБ (постановление № 969), а также в связи с отсутствием данных о сроках эксплуатации в технической документации на оборудование. При отсутствии сведений по сроку эксплуа- тации в технической документации на изде- лия можно, например, разработать в субъ- ектах транспортной инфраструктуры форму- ляр на каждую отдельную систему конкрет- ного ОТИ. Однако нормативных указаний на создание подобных формуляров для техни- ческих средств и систем ОТБ пока не суще- ствует. В подаче заявок в орган сертификации по сред- ствам связи, приема и передачи информации субъектам транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства нет необходимости, так как средства связи на ОТИ в основном являются собственностью подразделений ведомственной охраны Минтранса России либо аккредитован- ных подразделений транспортной безопасно- сти, а средства приема и передачи информации в более высокие уровни вычислительных сетей по интерфейсам передачи данных на ОТИ дорожного хозяйства отсутствуют. Единственный сегмент, где заранее можно сделать предположения о получении положительного заключения при проведении обязательных серти- фикационных испытаний, – это технические сред- ства оповещения (громкоговорители, усилители, средства грозозащиты и т.д.), и при консультациях со специалистами испытательных лабораторий по средствам оповещения это подтверждается. Нормативные документы требуют изменений Данная ситуация в субъектах транспортной инфраструктуры в вопросах обязательной серти- фикации технических средств обеспечения транс- портной безопасности по схеме сертификации № 4 требует более широкого обсуждения как на научно-практических конференциях, так и на страницах профессиональных общественно-пуб- лицистических и научно-технических журналов. Из вышесказанного следует, что для определе- ния эффективности использования бюджетных средств при проведении обязательной сертифи- кации технических средств систем охранной сигнализации, контроля доступа, видеонаблю- дения, аудио- и видеозаписи, сбора и обработ- ки, приема и передачи информации, досмотра необходим более глубокий анализ. Помогли бы разработка нормативных документов по рекон- струкции комплекса технических средств ОТБ на оснащенных до 2016 г. объектах транспортной инфраструктуры в связи с предъявляемыми требованиями по применению на них сертифи- цированного оборудования либо внесение изменений в постановление Правительства РФ №969 (сертификация по схеме №4), тем более что законодательный срок сертификации техни- ческих средств обеспечения транспортной без- опасности, установленных и используемых субъектами транспортной инфраструктуры, установлен до 1 января 2022 г. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw