Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 38 П аспорт обеспечения транспортной безопас- ности транспортного средства (ОТБ ТС) раз- рабатывается и утверждается субъектом транс- портной инфраструктуры (СТИ) в течение одно- го месяца с даты вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ). Перед разработкой паспорта проводится обсле- дование транспортного средства с изучением реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) с уче- том требований по обеспечению ТБ. Результаты обследования транспортного сред- ства и изучения мер от угроз совершения АНВ являются приложением к паспорту. В течение семи дней после утверждения два экземпляра паспорта вместе с электронной копией необходимо направить в Росжелдор. В течение десяти дней Росжелдор ставит отмет- ку о получении и возвращает первый экземпляр паспорта ОТБ ТС СТИ. Истоки формирования требований к паспорту ОТБ ТС Прежде чем ответить на вопрос, каким хотят видеть паспорт ОТБ ТС перевозчики, хотел бы обратить внимание на то, как выглядит паспорт антитеррористической защищенности мест мас- сового пребывания людей. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 г. N 1244 "Об антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий)" (вместе с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объ- ектов (территорий), а также постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористиче- ской защищенности мест массового пребыва- ния людей и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвер- ждают следующую форму паспорта безопасно- сти, включающую в себя: l общие сведения; l общие сведения о работниках или об аренда- торах; l сведения о потенциально опасных участках и критических элементах; l возможные последствия совершения терро- ристического акта; l оценку социально-экономических послед- ствий террористического акта; l силы и средства, привлекаемые для обеспече- ния антитеррористической защищенности; l меры инженерно-технической, физической защиты и пожарной безопасности; l выводы и рекомендации; l дополнительную информацию с учетом осо- бенностей объекта. Все перечисленные требования применимы и к паспорту ОТБ ТС. В условиях ограниченного времени никто не станет "изобретать велоси- пед", и, думаю, за основу примут существующие механизмы. Объем паспорта безопасности, даже такого крупного объекта, как спортивный стадион, как правило, не превышает 40 листов. Краткость – сестра таланта и основа порядка Я могу с уверенностью сказать от имени всех перевозчиков, какой паспорт на транспортное средство мы не хотели бы увидеть – объемный и многословный. Однако, если взять за основу приказы Минтран- са России от 12.04.2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств", от 11.02.2010 г. № 34 "Об утвержде- нии Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств" и пятый пункт Требований по ОТБ, мы получим впечатляющее руководство по обес- печению транспортной безопасности пассажир- ского поезда. Сложно найти людей, способных полноценно вникнуть в такой объемный документ. Человек хорошо воспринимает детали, когда видит кар- тину в целом. Попробуйте собрать пазл, не зная, что именно у вас должно получиться в финале! Поэтому нам не нужны большие объемы текста. Нужно понимать, что паспорт ОТБ ТС должен разрабатываться прежде всего для субъектов транспортной инфраструктуры, а не для силовых ведомств и надзорных органов. А если он необходим субъекту транспортной инфраструк- туры, то в этом случае он должен быть аналоги- чен документу "Порядок обеспечения безопас- ности пассажирского поезда АО "ФПК", рабоче- му документу, которым с 2018 г. руководствуют- ся все работники ПТБ и силы обеспечения транс- портной безопасности АО "ФПК", осуществляю- щие защиту пассажирского поезда от АНВ. У этого документа есть уменьшенный карманный "собрат", памятка работнику подразделения транспортной безопасности, информация кото- рой предназначена только для работника ПТБ. В документе "Порядок обеспечения безопас- ности пассажирского поезда АО "ФПК" всего 52 листа, сам Порядок умещается на 18 листах, остальное листы представляют собой приложе- ния к документу. Документ может быть дополнительно сокращен, например из него можно исключить Перечень предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на переме- щение в зону транспортной безопасности. Гораздо проще, с учетом изменений, внесенных в ст. 12.2 закона № 16-ФЗ, внедрить программ- апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Дамир Гарифзянов Заместитель начальника управления – начальник отдела обеспечения транспортной безопасности и охраны объектов Управления безопасности АО "Федеральная пассажирская компания" www.kudago.com Компактный, мобильный, современный Таким видят паспорт безопасности транспортного средства перевозчики 30 января 2020 г. в законе № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" появилось понятие "паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства". В этой статье разберем, что это такое

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw