Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 ный продукт для гаджета, который будет распо- знавать надписи на упаковках, изделиях и опре- делять, к какому перечню они относятся. Наши гаджеты давно распознают штрихкоды, сей- час они оснащены функцией распознавания лиц, отпечатка пальцев, а картинки и фото с камеры могут распознавать специальные приложения. Такие инновации будут востребованы рынком, и не только в сфере транспортной безопасности. Разделы типового паспорта ОТБ – оптимальный набор В моем представлении типовой паспорт ОТБ должен состоять из следующих разделов: l общие сведения об ТС (сетевой номер, завод- ской номер, тип, модель, год постройки, количество мест для сидения/спальных, предприятие приписки, собственник); l сведения о руководителях; l сведения о потенциально опасных местах и критических элементах; l возможные последствия в результате совер- шения АНВ; l силы и средства, привлекаемые для защиты от АНВ; l технические средства обеспечения транспорт- ной безопасности; l выводы и рекомендации; l дополнительная информация с учетом особен- ностей ТС, которая включает в себя план-схему, схему связи и оповещения, а также порядок взаимодействия с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами. Приложения к паспорту должны включать в себя: l обследование ТС; l статистику угроз совершения АНВ; l изучение мер защиты ТС от угроз совершения АНВ. Для субъектов транспортной инфраструктуры важно, чтобы при разработке формы паспорта ОТБ и его приложения за основу не взяли приказ Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объ- ектов транспортной инфраструктуры и транспорт- ных средств". Оценка уязвимости с описанием способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства применительно к модели нарушителя позволяет безгранично фантазировать, особенно когда потенциальные угрозы не связаны с реальными. Паспорт ОТБ ТС должен составляться в целом для пассажирского поезда Стоит обратить внимание на такой важный аспект, что условия эксплуатации вагонов локомотивной тяги значительно отличаются от условий эксплуа- тации ТС остальных видов транспорта. 1. Воздушный транспорт. Рейс – это воздушное судно, есть командир, который управляет само- летом. Есть паспорт ОТБ на самолет. 2. Морской (речной) транспорт. Рейс – это мор- ское (речное) судно, есть капитан, который управ- ляет кораблем. Есть паспорт ОТБ на корабль. 3. Автомобильный транспорт. Рейс – это меж- дугородний (городской) автобус, есть води- тель, который управляет автобусом. Есть пас- порт ОТБ на автобус. На этих видах транспорта соблюдаются одни и те же правила, существует экипаж, который непосредственно управляет транспортным средством. 4. Железнодорожный транспорт. Рейс – это пас- сажирский поезд, которым управляет машинист локомотива. С позиции закона "О транспортной безопасности" локомотив, багажные, почтовые и специальные вагоны не относятся к транс- портным средствам. К транспортным средствам в пассажирском поезде отнесены вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, обслуживает такие вагоны поездная бригада во главе с начальни- ком поезда, который непосредственно не уча- ствует в управлении движением поезда. Можно в очередной раз пойти по пути отнесе- ния вагонов к однотипным группам транспорт- ных средств. Тогда возникает вопрос: а для чего нужен паспорт ОТБ? Только для выполнения юридически значимых действий? Такой подход в корне неверный. Опыт реализации мероприятий по защите от АНВ транспортных средств показал, что нельзя строить мероприятие в отношении отдельно взятого ТС, которое входит в состав поезда. Это будет очередная бутафория. Комплексный подход к безопасности на желез- нодорожном транспорте должен подразуме- вать, что транспортным средством является пас- сажирский поезд. И паспорт необходимо раз- рабатывать для пассажирского поезда. Думаю, в будущем законодатели придут к этому. АО "ФПК" уже весной этого года представило в Управление транспортной безопасности Рос- желдора концепцию паспорта ОТБ на ТС. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Памятка работнику подразделения транспортной безопасности Цифровые инновации в транспортной безопасности План обеспечения транспортной безопасности пассажирского поезда: слева – составленный по действующий требованиям, справа – разработанный для внутренних нужд АО "ФПК" в 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw