Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 40 Т ранспортная безопасность (ТБ) метрополи- тена с каждым годом обращает на себя все большее внимание государства и граждан. И это неудивительно в связи с регулярными тер- рористическими атаками в подземном внеулич- ном транспорте в России и в мире. За период с 1999 по 2019 г. в мире зафиксировано 17 случаев террористических атак в метрополи- тене, из которых шесть раз трагические события происходили в московской и питерской под- земке, что составляет 35% от общего числа. Основным способом причинения вреда стало приведение в действие подготовленного взрыв- ного устройства (ВУ). По официальным дан- ным, в шести терактах, произошедших за последние 20 лет в России, погибло 122 чело- века и еще более 610 человек получили ране- ния различной степени тяжести. На основании исследований зарубежных уче- ных можно сказать, что использование ВУ – наиболее часто применяемый способ проведе- ния террористических атак не только в метро, но и на других видах транспорта. Взрывные устройства имеют высокую поражающую спо- собность, что отвечает целям терроризма. Масштабная задача ТБ является важнейшей составляющей нацио- нальной безопасности, и ее главные цели – устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса и защита интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства (АНВ). При этом крайне необходимы новые методы и средства обеспечения защиты транспортной инфраструк- туры и, в частности, метро. В нашей стране работают восемь метрополитенов в крупнейших городах: в Москве, Санкт-Петер- бурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде (метротрам), Самаре и Нижнем Нов- городе. Благодаря вниманию государства на обеспечение ТБ выделяются значительные сред- ства, большая часть из которых направляется на оснащение объектов новейшими техническими решениями (включая их обязательную сертифи- кацию), обучение и аттестацию персонала. Однако существует ряд серьезных проблем и противоречий, способствующих повышению уровня новых угроз. Рассмотрим самые акту- альные из них. Проблема№1. Низкая эффективность досмотровых мероприятий При интенсивном пассажиропотоке эффек- тивность проведения досмотровых мероприя- тий снижается. В первую очередь это связано не столько с количеством пассажиров, сколь- ко с быстрым заполнением территории КПП и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра. Если проводить аналогию с обеспечением авиа- ционной безопасности, то большинство аэро- портов либо построено, либо реконструирова- но в целях осуществления тщательного досмот- ра 100% населения. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на многих объектах метро. Некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт- Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях увеличения зоны досмотра весьма про- блематично. Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недоволь- ству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик. Важно отметить, что требования законодатель- ства разрабатываются без учета архитектурных и планировочных особенностей станций метро- политена, спроектированных еще до того, как транспортной безопасности стало уделяться повышенное внимание. Так, в соответствии требованиями по обеспече- нию ТБ, утвержденными постановлением Пра- вительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хране- ния выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ. Такими предметами могут быть: l боевое оружие; l взрывчатые вещества (бризантные, иниции- рующие и т.д.); l радиоактивные (источники альфа-, бета-, гамма-излучения), химические (аммиак, хлор, зарин, зоман), биологические (бакте- рии, грибки, вирусы) агенты. К хранению таких предметов и веществ законо- дательством предъявляются отдельные требо- вания, не реализуемые в условиях действую- щего метрополитена и создающие дополни- тельную угрозу жизни и здоровью пассажиров и персонала. Законодательством также не предусмотрена методика досмотра на станциях метро с учетом мест размещения зон досмотра. Сейчас данные места определяются СТИ самостоятельно, но апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности 5 неотложных проблем транспортной безопасности на метрополитене и как их решить Статья посвящена всестороннему анализу обеспечения транспортной безопасности метрополитена, проблемам применения норм законодательства и практической эффективности реализуемых мер по антитеррористической защищенности, особое внимание уделено поиску методов и способов решения актуальных вопросов. Говоря о данном направлении, рассмотрим теоретический и практический аспекты органи- зации устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса мет- рополитена Тоннель с гермозатвором

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw