Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 при этом не учитываются взрывоопасность зоны досмотра, месторасположение пункта досмотра относительно расположения взрывозащитного контейнера и др. Проблема№2. Обнаружение взрывчатых веществ в интенсивном пассажиропотоке Для обнаружения паров взрывчатых веществ в подземном транспорте применяется в основном портативный переносной детектор. Это устрой- ство не позволяет обследовать всех проходящих на территорию вестибюля пассажиров. Другие технические средства весьма дороги или недо- ступны по другим причинам, поэтому не эксплуа- тируются службами транспортной безопасности. После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на тер- акты в Московском метрополитене, был разра- ботан комплекс мер по антитеррористической защищенности. Теперь, спустя девять лет, на станциях метрополитена имеются пункты досмотра, оснащенные взрывозащитными кон- тейнерами, рамочными и ручными металлоде- текторами, аппаратурой радиационного конт- роля, лучевыми досмотровыми установками и др. Однако террористическая атака, совершен- ная 3 апреля 2017 г. в Петербургском метропо- литене, свидетельствует о недостаточности про- веденных мероприятий. Проблема№3. Оснащению и охране вентиляционных шахт уделяется мало внимания Не секрет, что для жизнеобеспечения метропо- литена вентиляционные шахты (ВШ) являются одними из важнейших технических сооруже- ний. На основании организационных докумен- тов по транспортной безопасности ВШ при- знаются критическим элементом, на охрану которого направлены дополнительные меры. Вместе с тем не может не вызывать беспокой- ство их слабая техническая защищенность. Киоски ВШ работают на приток и отток воздуш- ных масс. Одиночный нарушитель либо группа нарушителей может произвести через киоск ВШ распыление опасных химических, радиоактив- ных или биологических веществ. Подобный АНВ может привести к более тяжелым послед- ствиям, в отличие от реализации угрозы взры- ва. При этом нарушитель имеет реальные шансы остаться незамеченным, так как, кроме охранной сигнализации, данные сооружения ничем не оснащены. Проблема№4. Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности Новые требования закона по ТБ для метро были изданы 05.04.2017 г. На проведение оценки уязвимости и выявление слабых мест в защи- щенности законом был отведен 3-месячный срок, после чего также в 3-месячный срок дол- жен быть разработан следующий, пожалуй, самый фундаментальный документ – план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), в него войдут порядки, инструкции и прочие документы, на основании которых пред- приятие будет осуществлять защиту объектов. Несмотря на это, к концу 2019 г. в России нет ни одного утвержденного и действующего ПОТБ объекта метро по новым требованиям! Причи- ной тому является и несогласованность новых требований с законодательством в сфере заку- пок, и длительное согласование подготовлен- ных ПОТБ в утверждающем органе, и многое другое. Более того, отсутствует методика разработки ПОТБ, которая возложена на СТИ. До 2016 г. методики не было и для работ по оценке уязви- мости, но затем появился национальный стан- дарт РФ ГОСТ Р 57119–2016. Документ устано- вил порядок, этапы и результаты проводимых мероприятий. Для разработки ПОТБ подобная методика отсутствует, хотя, как уже было сказа- но, данный документ является фундаменталь- ным в области реализации ТБ объекта. Проблема№5. Отсутствие порядка действий сотрудников при обнаружении бесхозных предметов Данная проблема проявилась наиболее остро в Петербургском метрополитене после произо- шедшего теракта. Действия работников ТБ регламентируются внутренними инструкциями и порядками, и их значимость значительно выросла после трагических событий. Фактиче- ски закон предписывает, что всю ответствен- ность за ТБ несет СТИ, а не правоохранительные органы, как в некоторых других странах мира. При наличии каких-либо признаков АНВ СТИ обязан предпринимать меры по его недопуще- нию, в том числе имеет право на закрытие стан- ции при обнаружении бесхозного (подозри- тельного) предмета. Важно отметить, что законом даже не установ- лено определение "бесхозный предмет", не говоря о регламентации совместных действий работников метрополитена и сотрудников пра- воохранительных органов при обнаружении бесхоза. Данную проблему в полной мере ощутили жители Санкт-Петербурга с 2017 по 2018 г., не раз сталкиваясь с закрытием станций метро при любом обнаружении бесхоза сотрудниками службы безопасности. Парадокс также заключается в том, что многие станции оснащены взрывозащитными контей- www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Верхний вентиляционный узел ВШ Служба безопасности московского метрополитена www.m24 .ru Типичная конфигурация вестибюля станции метрополитена с учетом размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности Вентиляционный киоск ВШ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw