Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 нерами, однако при обнаружении бесхоза и выявлении в нем признаков ВУ перемещать его в эти контейнеры из-за риска детонации нельзя ни работникам метро, ни сотрудникам поли- ции. Сделать это могут лишь взрывотехники Росгвардии, которые признают нецелесообраз- ность установки данных технических средств. Оценка защищенности объектов метрополитена Исходя из анализа выявленных проблем и практики обеспечения антитеррористической защищенности в мире, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительный объем проведенных комплексных мероприятий по ТБ, в настоящее время сформирована лишь частич- ная защита объектов метрополитена. С учетом развития технических и информационных тех- нологий в мире нужно существенно увеличить внимание к столь важному аспекту националь- ной безопасности, как транспорт. В соответствии со спецификой метрополитена автором сформирован метод оценки защищен- ности объектов метрополитена от АНВ с приме- нением ВУ. На основе задач обеспечения ТБ фактическим показателем защищенности объектов метро от АНВ при реализации угрозы применения ВУ является укомплектованность данных объектов средствами защиты, способными предотвратить совершение теракта. Проведенный анализ выявил, что в настоящее время отсутствуют методы, позволяющие оценить защищенность объектов метро от АНВ при реализации угрозы применения ВУ по фактическим показателям. Разработанный метод включает в себя проведе- ние оценки антитеррористической защищенно- сти объектов метро в три шага (см. таблицу). Полученные на основе применения метода результаты выявили необходимость дополни- тельного оснащения объектов метрополитена техническими и инженерными средствами и проведения организационных мероприятий. Разработанный метод является инструментом, который позволит как представителям надзор- ных органов, так и работникам СТИ не только оценивать эффективность имеющейся системы безопасности, но и выявлять потребность реа- лизации дополнительных мер по повышению защищенности объектов метрополитена от АНВ. Возможные пути решения Прежде всего важно осознать, что транспортная безопасность метрополитена на профессио- нальном уровне осуществляется сравнительно недолго, примерно 10 лет, и требует более дли- тельного срока реализации. На основании изложенных проблем и их ана- лиза рассмотрим возможные (но не единствен- ные!) способы решения: 1. Для повышения эффективности досмотровых мероприятий и на основании сравнительного анализа необходимо разработать методику досмотра на метрополитене. В ней следует предусмотреть научно-практическое обоснова- ние мест размещения зон досмотра, порядок действий работников метрополитена при обна- ружении бесхозных (подозрительных) предме- тов. Важно, чтобы данный порядок действий был обязательным для исполнения не только работниками подземного транспорта, но и сотрудниками полиции, с которыми произво- дится совместное обследование бесхозов. 2. В целях повышения эффективности примене- ния технических средств для обнаружения ВУ в интенсивном пассажиропотоке необходимо провести анализ мировой и российской прак- тики обнаружения ВУ. На основе проведенного анализа внедрить на объектах метрополитена автоматизированную многорубежную про- странственно распределенную систему обнару- жения террориста в интенсивном пассажиропо- токе, в состав которой будут включены самые современные устройства, имеющиеся на рынке. Данная система должна включить в себя боль- шое количество различных устройств, которые потребуется порубежно разместить перед гра- ницей зоны транспортной безопасности. Только в этом случае ее работа будет эффективной. На новых объектах такая возможность существует. Важно понимать, что данные технические реше- ния также потребуют дополнительного про- странства в вестибюле, на станциях с неболь- шой площадью вестибюля потребуется либо реконструкция, либо увеличение входной зоны. Возможно создание принципа разделения пас- сажиропотока на "зеленый" и "красный" кори- дор в зависимости от перевозимых пассажира- ми грузов, багажа и ручной клади в целях улуч- шения пропускной способности. 3. Для совершенствования системы принятых мер необходимо уделить большее внимание техническому оснащению и охране зон венти- ляционных шахт, чтобы предотвратить соверше- ние угрозы поражения опасными веществами. 4. В целях повышения эффективности разра- ботки и реализации планов обеспечения транс- портной безопасности необходимо разрабо- тать соответствующую методику в отношении объектов метрополитена, предусматривающую порядок, этапы и результаты проводимых мероприятий. Важно, чтобы данная методика была основана на реальных показателях и сро- ках по созданию и реализации ПОТБ за про- шедший период. Повышение уровня транспортной безопасности всегда будет иметь особое значение для пред- ставителей транспортной отрасли и пассажи- ров. В этих условиях важнейшую роль играет интеграция специалистов из различных сфер деятельности и профессий, а также накоплен- ный опыт по антитеррористической защите в России и в мире. Нормативные правовые акты 1. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 02.08.2019 г.). 2. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 18.04.2018 г., с изм. от 29.03.2019 г.). 3. Постановление Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410 "Об утверждении требо- ваний по обеспечению транспортной безопас- ности, в том числе требований к антитеррори- стической защищенности объектов (террито- рий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов". 4. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р "Об утверждении Комплексной программы обеспечения без- опасности населения на транспорте" (ред. от 04.07.2019 г.). 5. Приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010 г. "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфра- структуры и транспортных средств". Список литературы 1. Грищенко Е.Л. Интегрированные системы обеспечения транспортной безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуа- ций. Научный информационный сборник. 2015. № 6. С. 131–135. 2. Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73. 3. Николаева Н.В. Транспортная безопасность: проблема определения понятия и содержания // Международный правовой курьер. 2016. № 1 (13). С. 15–21. 4. Духно Н.А. Обеспечение безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфра- структуры // Транспортное право и безопас- ность. 2018. № 2 (26). С. 8–19. 5. Попов В.Л. Безопасность в метро: проблемы и перспективы // Транспортное право и без- опасность. 2018. № 2 (26). С. 20–30. 6. Соколов М.Ю. Доклад на заседании Правитель- ства РФ. http://government.ru/news/10255. n апрель – май 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Таблица. Метод оценки защищенности объектов метрополитена от АНВ с применением ВУ Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Определение типа Соотношение технических Оценка защищенности объекта взрывного устройства средств защиты, применяемых метро от АНВ с применением на объекте метро взрывного устройства Граница зоны транспортнои безопасности www.ngs .ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw