Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 64 В Министерстве транспорта Российской Феде- рации ведется масштабная работа по внедре- нию информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), которая включает в себя механизмы, обеспечивающие автоматизацию процессов сбора данных и мони- торинга показателей транспортного комплекса. Один из ярких примеров ее реализации – это автоматизация деятельности Ространснадзора, от планирования контрольно-надзорных мероприя- тий до оформления документов в электронном виде. На сегодняшний день в системе зарегистри- ровано около 4 тыс. активных пользователей. ЕГИС ОТБ С 2013 г. с России функционирует Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Более 8,5 тыс. перевозчиков из 137 стран мира передают в систему информа- цию о пассажирах, на данный момент в ней более 6,5 млрд записей. Благодаря ЕГИС ОТБ ежегодно задерживаются несколько тысяч лиц, находящихся в розыске, а во время проведения крупнейших спортивно- культурных мероприятий предотвращаются десятки террористических актов. Так, во время проведения Олимпиады в Сочи в 2014 г. было предотвращено 27 терактов. "Зеленый коридор" Внедрение электронной пломбы – своевремен- ного решения для формирования цифровых транспортных международных коридоров через территорию Российской Федерации – позволит увеличить объем доходов бюджета более чем на 7,4 млрд рублей в год только за счет желез- нодорожных перевозок. Суперсервис №22 Минтранс России определил грузовые перевоз- ки на автомобильном транспорте приоритет- ным направлением цифровой трансформации оказания государственных услуг в рамках реа- лизации системы управления трансграничными потоками "Суперсервис № 22 "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов". Благодаря сервису обеспечивается наибольшая "демокра- тичность" автомобильных перевозок, объем операций регистрации, мониторинга и контро- ля грузоперевозок на них. Система "Платон" Внедрение системы взимания платы "Платон" обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобиль- ные дороги общего пользования. Это позволяет сохранить должное качество дорог. Уже сейчас оформлено 21,9 млн маршрутных карт и более 97,5 млрд рублей собрано в дорожный фонд России. 90% транспортных средств обеспечены бортовыми устройствами. Мониторинг и контроль пассажирских перевозок Грядущее внедрение единой федеральной систе- мы мониторинга и контроля пассажирских пере- возок ЕФС МКПП даст значительные экономиче- ские эффекты для транспортной отрасли. 100% пассажирских перевозок станут легальными, что обеспечит ежегодное налоговое поступление в бюджет порядка 20 млрд рублей. Так, с 20 декабря 2019 г. Минтрансом России проводится эксперимент по мониторингу дви- жения ТС категорий М2, М3 и контролю за соблюдением требований в сфере пассажир- ских перевозок автобусами на территории Москвы, Московской области, Краснодарского края, Белгородской, Нижегородской и Смолен- ской областей, Ставрополя и Волгограда. Про- межуточные результаты таковы: 1. Сверка реестра регистрации ТС (МВД) и рее- стра лицензиатов (РТН) показала, что 5% авто- бусов реестра лицензиатов не идентифициро- вано и требует выверки актуальности регистра- ционных данных ТС лицензиатов. 2. Сверка реестра проходов систем фотофикса- ции и СВП "Платон" в зонах эксперимента и рее- стра лицензиатов показала, что процент дви- гающихся автобусов, отсутствующих в реестре лицензиатов, требует проверки основания передвижения (собственные нужды или исклю- чения, не подлежащие лицензированию). И нновации в виде использования GPS-мониторинга (с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС), облачных вычислений и интернет- сервисов позволяют реализовать задачи современной логистики "ЭРА-ГЛОНАСС" За период эксплуатации ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" принято и обработано 5,126 млн экстренных вызовов, из них 63 330 признаны истинными. По данным ГИБДД, число погибших в авариях в 2019 г. сократилось на 35% по сравнению с 2015 г. и на 26 % по сравнению с 2016 г. Отношение количества погибших в ДТП к коли- честву происшествий по сравнению с 2015 г. (0,126) уменьшилось в 2016 г. до 0,117, в 2017 г. – до 0,113, в 2018 г. – до 0,108, в 2019 – 0,102. Это означает 180 сохраненных жизней в 2016 г., 250 – в 2017 г., 310 – в 2018 г., 350 – в 2019 г. За время работы системы количество погибших уменьшилось почти на 1 090 человек, а количество жертв в расчете на 1 аварию снизилось на 14%. В качестве одного из основных факторов уменьшения смертности является ускорение передачи информации о дорожном происше- ствии и вызова экстренной помощи пострадав- шим в ДТП и иных происшествиях на автомо- бильных дорогах в Российской Федерации за счет функционирования системы "ЭРА-ГЛО- НАСС". При этом степень оснащенности авто- транспорта системой составляет только 9,28%. Решение ключевых задач Таким образом, АСУ ТК способствует успешно- му решению приоритетных задач, стоящих перед транспортным комплексом России: l создание системы информационно-аналити- ческого обеспечения органов государственно- го управления транспортным комплексом; l автоматизация формализуемых процессов, направленных на сбор и консолидацию дан- ных, подготовку нормативной и оперативной отчетности; l создание комплексной системы транспортно- го планирования на основе транспортных балансов, моделирования и прогнозирования транспортных потоков; l выполнение распоряжения Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.) "О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года". n апрель – май 2020 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Игорь Козубенко Советник министра транспорта РФ Информационно-аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК) Цифровая трансформация транспортного комплекса России Транспортный комплекс страны напрямую отражает уровень использования самых современных цифровых технологий и автоматизации. В этой сфере принципиально важно оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, обеспечивать доступ- ность и качество оказываемых услуг

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw