Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

защиты позволит обнаружить на подлете и ней- трализовать в том числе и модели дронов, пред- назначенные для промышленного использова- ния (стоимостью более 1 млн рублей). Анализ технических характеристик дронов, достоинств и недостатков систем обнаружения, способов распознавания и классификации дро- нов, основанных на различных физических принципах, позволяет сделать вывод, что не существует идеального принципа действия, гарантирующего обнаружение и распознание дрона в любых условиях. При этом наиболее эффективным средством защиты является интегрированная мультисенсорная система, в которую входят: 1. Радиочастотная система обнаружения дро- нов по радиоизлучению с дальностью действия не менее 1,5 км и определением координат дронов. 2. Сеть радиолокационных станций с даль- ностью действия до 3–5 км и углом обзора по месту не менее 60 град. 3. Видеокамеры на поворотных устройствах, предназначенные для верификации целей и контроля процесса нейтрализации дронов, автоматически наводимые по целеуказанию систем обнаружения. 4. Средства для нейтрализации дронов узкона- правленной постановкой помех, размещенные на поворотных устройствах совместно с видео- камерами. 5. Система поддержки принятия решения, поз- воляющая применять как автоматическую, так и автоматизированную после подтверждения оператором тактику нейтрализации дронов, а также их выбор с учетом рассчитанного систе- мой уровня угрозы объекту и установленного уровня транспортной безопасности. Модель угрозы При условии правильно спроектированных мест установки средств обнаружения и противодей- ствия наиболее вероятным будет обнаружение атаки дрона на расстоянии 1,5 км от границ или критических элементов объекта. В таком случае время подлета дрона, движущегося со скоро- стью 65 км/ч, составит ≤83 с. Это время на при- нятие решения оператором о применении средств нейтрализации. Нужно оценить направ- ление, откуда движется угроза, узнать, нет ли на пересекающихся курсах воздушных судов, проанализировать степень угрозы и вероятные последствия, выбрать тактику противодействия: l предупреждение (кратковременная постанов- ка помех), если дрон находится за пределами зоны транспортной безопасности; l нейтрализация (постановка помех до прекра- щения опасности), например, если зафикси- рована атака сверху над объектом транспорт- ной инфраструктуры или направление движе- ния дрона в сторону критически важного или опасного объекта. Как показывает практика, в критической ситуа- ции человеку сложно принимать подобного рода решения, а на это в лучшем случае есть 83 с. Для эффективной защиты необходима система поддержки принятия решения, позволяющая автоматизировать процессы анализа угрозы, вывести необходимую информацию и предло- жить оператору соответствующую тактику реа- гирования. Без этого инвестиции в оснащение объекта одной или несколькими разрозненны- ми системами защиты нецелесообразны. Экспертный подход Для поддержки принятия решения на рынке предлагаются программно-аппаратные ком- плексы (ПАК), позволяющие посредством соот- ветствующих модулей интеграции получать от систем обнаружения и противодействия и выдавать оператору следующую информацию: l время, способ обнаружения и координаты дрона, степень угрозы; l видеоизображение от систем визуального контроля; l наведение систем нейтрализации на цель и готовность к действию; l при одновременном обнаружении несколь- ких объектов их индивидуальное отображе- ние на карте. ПАК на платформе PSIM-класса помогают не только осуществлять мониторинг проникнове- ния беспилотных летательных аппаратов, но и имеют инновационные средства для автомати- зированной обработки информации о зафик- сированных тревожных сигналах. Они обес- печивают следующие возможности в части под- держки принятия решений: 1. Помощь при верификации тревожных событий. 2. Анализ степени угрозы и предложение наиболее подходящей тактики реагирования в соответствии с гибко настраиваемыми алго- ритмами. 3. Контроль решений, принимаемых операто- рами. 4. Координация реагирования на происшествия и контроль над процессом реагирования. 5. Расследование инцидентов. Заключение Стоит отметить, что уровень угроз от граждан- ских дронов высок. Скорость передвижения беспилотных средств более 65 км/ч делает недостаточным применение исключительно средств обнаружения и подавления, так как время на принятия решения оператором о при- менении средств нейтрализации должно быть менее 83 с. Цена данного решения чрезвычай- но высока: ошибка может повлечь серьезные последствия. В условиях чрезвычайной ситуа- ции оператору нужно оценить направление движения дрона, узнать, нет ли на пересекаю- щихся курсах воздушных судов, проанализиро- вать степень угрозы и вероятные последствия. Произвести такие расчеты в сверхмалый отре- зок времени не под силу человеку. Решить такую задачу способна система PSIM-класса, интегрированная с элементами обнаружения, подавления и др. Таким образом, техническое решение, реализо- ванное на базе программного обеспечения PSIM-класса, снижает нагрузку на оператора, исключает негативное влияние человеческого фактора. Такой подход позволяет максимально повысить скорость реагирования и эффектив- ность действий. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 71 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 9-11.02.2021

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw