Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

87 www.secuteck.ru апрель – май 2020 Н апомним, что о с н о в н ы м и д о к у м е н т а м и , вокруг которых уже почти год кипят дебаты, являются: 1) проект межгосу- дарственного стан- дарта "Приборы приемно-контроль- ные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие техни- ческие требования. Методы испытаний" – документ, по которому в дальнейшем будут сертифицироваться пожарные приемно-конт- рольные и приборы управления; 2) проекты трех сводов правил (СП "Системы противопожарной защиты. Cистемы пожарной сигнализации и автоматизация систем проти- вопожарной защиты. Нормы и правила про- ектирования", СП "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автомати- ческие. Нормы и правила проектирования", СП "Системы противопожарной защиты. Пере- чень зданий, сооружений, помещений и обо- рудования, подлежащих защите автоматиче- скими установками пожаротушения и система- ми пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности"), которые призваны заменить действующий СП5 13130.2009, каж- дый в своей части. Задача по разработке проектов этих докумен- тов легла на плечи ФГБУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время все они прошли стадию публичного обсуждения, в том числе в форма- те круглых столов, а своды правил в феврале 2020 г. рассмотрены на подкомитете ПК5 "Экс- пертиза сводов правил" ТК 274, после чего в марте – апреле направлены экспертам сфор- мированных рабочих групп. При этом небезын- тересны некоторые процедурные инциденты и регуляторные проблемы, возникшие во время данных мероприятий. ГОСТ непрост Вызвал вопрос регламент утверждения оконча- тельной редакции проекта межгосударственно- го ГОСТа. В октябре 2019 г. состоялось заочное голосо- вание по проекту ГОСТа, в результате которого документ был передан разработчикам на дора- ботку по представленным членами ТК замеча- ниям. По состоянию на конец марта 2020 г. финальная редакция ГОСТа в технический комитет не поступала. При этом из материалов нового СП по системам пожарной сигнализа- ции видно, что разработчики планируют внести в текст ГОСТа ряд существенных изменений (например, должен появиться раздел, посвя- щенный компьютерным автоматизированным рабочим местам), которые выходят далеко за рамки доработок по замечаниям, полученным при голосовании. Повторное же голосование по окончательному тексту стандарта процеду- рами не предусмотрено. Не отмена части, а замена целого Оказалось также, что постановление Прави- тельства РФ от 1 июля 2016 г. № 624 "Об утверждении Правил разработки, утвер- ждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" не предполагает процедуры "отмены части свода правил", а только замены свода правил в целом. Это вызывает необхо- димость одномоментного утверждения всех трех вышеперечисленных новых сводов пра- вил взамен СП5 13130.2009. Ранее подоб- ных прецедентов не было, и возникает вопрос, не вызовет ли такая взаимосвязь соблазн у разработчика данных сводов пра- вил проигнорировать принципиальные замечания экспертизы и утвердить эти доку- менты ради выполнения плана НИОКР МЧС России на 2019 г. Без обязательных согласований Экспертами также отмечено, что все проекты новых сводов правил по неизвестным причи- нам не прошли согласование в профильных комитетах, в частности в ТК 465 "Строитель- ство", хотя данная процедура обязательна по требованиям ПП № 624. Кроме того, проект СП по пожарной сигнали- зации не согласован с ТК 465 и ТК 234. При этом существует целый ряд ссылок из сводов правил, разработанных в этих техкомитетах на СП5 13130.2009. Проект СП с "Перечнем зданий…" содержит ссылки на нормативные документы, подго- товленные другими техническими комитета- ми по стандартизации и их членами, напри- мер ТК 150 "Метрополитены" в части ссылки на СП 120.13330.2012 "Метрополитены" и ТК 045 "Железнодорожный транспорт" в части ссылки на СП 153.13130.2013 "Инфраструктура железнодорожного транс- порта. Требования пожарной безопас- ности". Невыполнимые требования Наибольшее количество принципиальных замечаний экспертов вызвал проект СП "Систе- мы противопожарной защиты. Системы пожар- ной сигнализации и автоматизация систем про- тивопожарной защиты. Нормы и правила про- ектирования". По заключению экспертов, он содержит требования, которые не могут быть выполнены на уровне функций приборов, кото- рые на сегодняшний день сертифицированы по действующему ГОСТ Р 53325–2012. Таким образом, требования проекта СП ограничивают рынки сбыта сертифицированных приборов, что вызывает вопросы о наличии признаков нару- шения ст. 15 п.1 Федерального закона №135-ФЗ "О защите конкуренции". Важно, что ГОСТ Р 53325–2012 и СП5 13130–2009 являются обя- зательными документами по стандартизации, в результате применения которых на обязатель- ной основе обеспечивается соблюдение не толь- ко требований национального Технического регламента № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", но и требований Технического регламента Евразий- ского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" ТР ЕАЭС 043/2017. Каким будет вердикт? Таким образом, у профессионального сообще- ства есть небезосновательные опасения, что очень важные для специалистов по пожарной безопасности нормативные документы, попав в цейтнот планового утверждения, могут быть приняты, несмотря на игнорирование основ- ных процедур, определенных государственны- ми нормативными правовыми актами. Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Тернии нормотворчества в пожарной автоматике В 2019 г. мы уже обращались к теме разработки новых документов по стандартиза- ции в области пожарной сигнализации и автоматики. В этой колонке попробуем осветить текущую ситуацию, в том числе изнутри Технического комитета ТК 274 "Пожарная безопасность" Н аибольшее количество принципиальных замечаний экспертов вызвал проект СП "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". По заключению экспер- тов, он содержит требования, которые не могут быть выполнены на уровне функций приборов, которые на сегодняшний день сертифици- рованы по действующему ГОСТ Р 53325–2012 О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw