Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 88 В рамках реализации Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" проводится большая правовая, организационная и техническая работа. Вместе с тем есть ощущение, что она несколько одно- сторонняя. Пожар как инструмент террористического акта Складывается впечатление, что усилия участ- ников процесса обеспечения транспортной безопасности направлены в основном на предотвращение террористических актов путем задержания исполнителей при входе на объекты транспортной инфраструктуры – в здания аэропортов, вокзалов, станций мет- рополитена и т.д. За довольно краткий период времени на этих объектах были орга- низованы досмотровые зоны, оснащенные оборудованием для контроля доступа, ста- ционарными и переносными металлодетек- торами. На транспортных предприятиях соз- даны внушительные подразделения служб безопасности, разработаны методики досмотра и реагирования. Усилиями спец- служб в разных регионах России ликвиди- руются террористические ячейки и задержи- ваются агитаторы-вербовщики террористиче- ских организаций. Но ни одна спецслужба не может дать гарантию стопроцентного пред- отвращения терактов. Особую тревогу вызывает беспомощность мно- гочисленных сотрудников служб безопасности объектов транспорта, которая обусловлена ограниченными техническими возможностями досмотрового оборудования. Стоит подчеркнуть, что имеющаяся на транс- портных объектах стационарная и переносная аппаратура входного контроля не может обна- руживать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, то есть появляется возможность про- носа через пункты контроля высокоэнергетиче- ских веществ для их дальнейшего применения в качестве исполнительного средства террори- стического акта. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 205) дает четкое определение теракта: "Совершение взрыва, поджога или иных дей- ствий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека". Таким образом, пожар как результат поджога является одним из инструментов теракта. Поэтому в рамках организационно-технических мероприятий транспортной безопасности необходимо последовательно формировать и развивать комплекс противопожарных меро- приятий, нацеленных на снижение пожарной уязвимости транспортных средств. Метрополитен – объект внимания террористов Из всех видов городского транспорта метрополи- тен как цель совершения терактов-поджогов наи- более притягателен для организаторов этих дивер- сий. Причинами такой направленности являются: l интенсивные пассажирские потоки на входах в часы пик; l невозможность тотального досмотра всех входящих пассажиров; l отсутствие технических средств обнаружения легковоспламеняющихся и горючих жидко- стей на входах станций; l большое число пассажиров (в часы пик до 2 тыс. человек) в одном электропоезде; l уязвимость вагонов к поджогу высокоэнерге- тическими жидкостями; l отсутствие в тоннелях приспособлений для эвакуации до станции; l быстрая задымляемость подземных помещений (тоннели, пассажирские зоны станций и т.д.); l потенциальная угроза остановки горящего поезда на перегоне; l затрудненность эвакуации пассажиров из вагонов в тоннель; l отсутствие в вагонах автоматической системы пожаротушения, которая безопасна для пас- сажиров и эффективна для тушения пожаров класса В. Анализ случаев террористических актов, про- изошедших в новейшей истории на метрополи- тенах, показывает, что самыми тяжелыми по числу погибших были теракты, связанные с поджогами электропоездов. Например, в 1995 г. при пожаре в поезде из пяти вагонов с пассажирами, остановившемся на перегоне в метрополитене г. Баку, погибли 288 человек. Пожар уничтожил два вагона. Основной причиной гибели людей стало отрав- ление продуктами горения при эвакуации по тоннелю. Другой пожар от поджога поезда произошел в 2003 г. в метрополитене Южной Кореи (г. Тегу). Вагон был подожжен на станции сразу после остановки поезда, при этом было исполь- зовано около пяти литров бензина. В огне на пожаре погибли 198 пассажиров. Огнем были уничтожены два электропоезда, в каждом из которых было по шесть вагонов. Оба случая подтверждают высокий уровень пожарной опасности перевозки пассажиров в вагонах метрополитена в условиях незащи- щенности транспортных средств и отсутствия необходимого контроля пассажиров на входах. Напрашивается вывод о необходимости реше- ния актуальнейшей задачи снижения уровня уязвимости вагонов от терактов в виде поджо- гов. При этом инженерное решение следует реализовать непосредственно в защищаемом электропоезде. Разработка технологии автоматического пожаротушения салонов вагонов метрополитена тонкораспыленной жидкостью К данной разработке подтолкнул теракт в мет- рополитене г. Тегу в 2003 г. Отделом пожарной охраны Московского метрополитена в 2003 г. была инициирована большая совместная рабо- та с учеными Московского авиационного инсти- тута (МАИ). Ее целью стала защита от пожаров салона вагона при движении электропоезда. апрель – май 2020 www.secuteck.ru Владимир Прохоров Начальник отдела разработки нормативно-технических документов и технических норм государственного автономного учреждения города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр", к.т.н., доцент, вице-президент и академик ВАН КБ Обеспечение пожарной безопасности в электропоездах метрополитенов: успехи разработчиков и трудности внедрения Пожар в результате поджога является одним из инструментов террористических актов. Поэтому в рамках обеспечения транспортной безопасности необходимо фор- мировать и развивать комплекс противопожарных мероприятий, нацеленных на сни- жение пожарной уязвимости транспортных средств www.pozhar.info

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw