Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 91 Диаграмма прослеживает динамику изменения количества запросов по обязательной сертифи- кации ТСО ТБ следующим образом: значитель- ное увеличение интереса заявителей в 2018 г. (общее число запросов и запросов по схеме сертификации № 4) и такой же значительный спад в 2019 г. Что касается сертификации по схеме № 3, то динамика подчиняется общей тенденции, но менее выражена и более ста- бильна. Анализ поступивших обращений субъектов транспортной инфраструктуры позволил выде- лить однотипные проблемные вопросы, тре- бующие разъяснений: l сложность определения объекта серти- фикации (отнесение изделий к ТСО ТБ, пересечение закрепленных за федераль- ными органами по сертификации видов продукции, сертификация составных частей и др.); l запрос коммерческих предложений по опре- делению стоимости сертификации, что доста- точно сложно выполнить без наличия доку- ментации на изделие, сведений об объеме работ; l определение срока действия сертификата соответствия по схеме № 4; l определение срока эксплуатации изделия, установленного на объекте транспортной инфраструктуры; l проблема отсутствия установленного ком- плекта документов на изделие; l процедура обязательной сертификации; l реестр сертифицированных технических средств оповещения. Динамика количества заявок В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось общее число поступивших заявок на обязатель- ную сертификацию (рис. 2). На данный момент в органы по сертификации всего поступило около сотни заявок от более чем 50 организаций, что, конечно, несоизмери- мо с общим объемом других ФОИВ. Отдельно нужно отметить, что объем техни- ческих средств оповещения в общем спек- тре средств обеспечения транспортной без- опасности не столь значителен, как объем объектов сертификации, закрепленных за другими ФОИВ. Изготовителей технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности также не очень много. В год ввода в действие постановления № 969 проявилась тенденция подачи непродуманных заявок, из них большая часть (60%) от эксплуа- тирующих организаций (субъектов транспорт- ной инфраструктуры), в связи с чем в 2017 г. ни одна из поданных заявок не закончилась заключением договора и получением сертифи- ката соответствия. Средний объем отклоненных заявок на сертификацию за 2017–2019 гг. – 35%, особенно он высок по схеме № 4. Посте- пенно ситуация меняется в лучшую сторону. Основные причины отклонений поступивших заявок связаны с: l невозможностью идентификации объекта сертификации как средства оповещения; l непредставлением полного комплекта доку- ментов на объект сертификации; l неустранением выявленных несоответствий в установленный срок; l неподписанием в установленный срок дого- вора со стороны заявителя. Многие организации приступают к процедуре сертификации повторно, особенно это касается субъектов транспортной инфраструктуры, что связано, скорее всего, с введением в действие Федерального закона № 270-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности" от 02.08.2019 г., ст. 1, п. 12 которой гласит: "Тех- нические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, пере- возчиками на объектах транспортной инфра- структуры и транспортных средствах до опреде- ления требований и порядка, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 г.". Структура портфеля заявок На рис. 3 представлена структура портфеля заявок, поступивших в МЧС России в 2019 г. по схеме № 4 с распределением по типам объектов транспортной инфраструктуры, а на рис. 4 – по схеме № 3 от производителей различных объ- ектов сертификации. Как видно из диаграмм, среди заявителей пре- обладают собственники объектов транспортной инфраструктуры воздушного и автомобильного транспорта. Структура заявок среди заявителей по схеме №3 достаточно равномерно распределена между основными группами объектов сертификации: www.secuteck.ru апрель – май 2020 Рис. 1. Обращения, поступившие в органы по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности Рис. 2. Количество заявок на обязательную сертификацию ТСО ТБ в период 2017–2019 гг. с распределением по схемам сертификации С оздание сети органов по сертификации и испытательных лаборато- рий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw