Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 24 – Какие меры нужно предпринять, чтобы пользователи доверяли биометрическим технологиям? – В каждом кейсе с биометрией есть свои нюан- сы, но общее скорее в следующем. Да, биометрии не доверяют, потому что не знают. Если обеспечить должное знакомство – объяснить, какие используются средства, как используется информация и прочее, и, конечно, на доступном языке, – это уже большой шаг в сторону популяризации. Второй вопрос – должно быть удобно и выгод- но конечному пользователю. Без этого техноло- гия будет восприниматься как навязанное сред- ство контроля со стороны государства, суще- ствующее для всевозможных заговоров против человечества. Люди боятся слежки и не уверены в защите данных. Есть категория пользователей, которые даже не могут объяснить, чего именно опа- саются… По факту реальные угрозы лежат в области защи- ты информации: атаки при предъявлении ID и атаки на утечку данных. Мы знаем, что модели угроз здесь уже созданы и находятся в процессе улучшений на стороне разработчиков и госу- дарства. Нормативно-правовая документация в некотором объеме уже составлена и находится на этапе утверждения, после чего появится зеле- ный свет для более интенсивного распростране- ния технологии в РФ. Разработка всеобъемлю- щих регулирующих процедур позволит объ- яснить людям правовые моменты в эксплуатации биометрического ID, улучшится понимание, как себя вести, что делать в разных случаях, то есть границы правового поля станут четче. В общем, когда туман рассеется, появится больше доверия. – Созрели ли общество, ритейл для внедре- ния таких решений? – Конечно. Общество стало зреть в том момент, когда начало активно использовать Face ID в смартфонах. Биометрия уже стала технологией повседневного и бытового применения. Как вы знаете, рынок мобильных устройств огромен, и ее распространение посредством телефонов начиналось сразу стремительно и масштабно. Это, кстати, очень естественный и самый нена- сильственный подход, когда такая, казалось бы, достаточно охранная по своей сути техно- логия спустилась на пользователей не как "обязалово" со стороны государства, а как полезная утилита, к уровню комфорта которой начала вырабатываться привычка сначала на бытовом уровне, а затем стало появляться доверие в ряде других сфер… А если мы говорим о ритейл-компаниях, то здесь уже успели оценить ценность и сформу- лировать бизнес-кейсы, начиная от контроля доступа и заканчивая платежными сервисами. Мы с коллегами по ритейлу видим массу поло- жительных откликов от покупателей, например, по платежам. Самые частые комментарии – "прикольно и быстро", "экономите мне заряд телефона"; поступают и инициативы вроде "сде- лайте так, чтобы к моей карте можно было при- вязать Face ID детей и поставить ограничение на товары и сумму в день"… Конечно, есть и отри- цательные отзывы: "не хочу, чтобы за мной сле- дили", "я знаю, вы отдадите мой шаблон другим компаниям", "а вдруг похожий на меня человек снимет деньги с моей карты" и др. Но все эти опасения идут от недостаточного опыта использования и со временем будут схо- дить на нет, особенно принимая во внимание темпы роста рынка биометрии. – Каких эффектов ритейл ждет от биометрии? – Обычно выделяют три статьи эффективности, по которым окупаемость должна быть менее двух лет: издержки, потери и продажи (то есть прямой доход). Кейсы, например, по контролю доступа (физи- ческому или виртуальному) связаны со сниже- нием рисков и могут предотвращать потери (вынос товара или злоупотребление инфор- мацией на рабочем ПК) и сокращать издерж- ки (замена имеющихся более устаревших систем, когда дешевле купить новую СКУД вместо того, чтобы актуализировать старую, либо старая уже вовсе перестала отвечать современным задачам). Иногда компания просто принимает волевое решение о перехо- де на новую систему как на новый стандарт качества, чтобы соответствовать новым биз- нес-процессам, и готова инвестировать, пони- мая, что это не вклад с прямой доходностью, а необходимое средство для работоспособно- сти смежных процессов, уже имеющих прямое влияние на продажи. Например, в случае с биометрической СКУД или системой учета рабочего времени понадобится минимум пол- года, чтобы ощутить на бизнесе более-менее устойчивые эффекты улучшений. Кейсы с более прямой доходностью – платежи и Face ID для программ лояльности, где рост NPS СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ апрель – май 2021 www.secuteck.ru Виктория Козлова Руководитель направления исследования перспективных технологий Дирекции по инновационному развитию и партнерству компании "Тандер" (розничная сеть "Магнит") Биометрия в ритейле: как не подорваться на "мине" и получить устойчивые эффекты Ритейл – отрасль, которая активно внедряет биометрические системы для решения самых разных задач – привлечения новых покупателей и повышения лояльности, сбора и анализа данных для таргетированного взаимодействия с клиентом, учета рабочего времени сотрудников, усиления безопасности и т.д. Внимание компаний обращено на технологичные и быстро интегрируемые решения, которые позволят в измеряемые сроки увидеть реальные эффекты и пользу для бизнеса. Виктория Коз- лова из компании "Тандер" (розничная сеть "Магнит") рассказала о бизнес-эффектах, которые уже сегодня можно достичь с помощью биометрических технологий, основ- ных подводных камнях, с которыми сталкиваются компании на этапе внедрения и эксплуатации, и перспективами биометрии на глобальном уровне www.magnit.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw