Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 (Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) влечет за собой рост продаж посред- ством привлечения либо возвращения/удержа- ния трафика. И здесь пора говорить о том, что технология достаточно скоро мигрирует в статус неотъемлемого платежного сервиса. Поэтому если у тебя на кассе не будет сервиса, к которому привык покупатель в других сферах, то к тебе он может потом и не вернуться… Для таких кейсов достаточно замеров от трех месяцев использования при условии, что тех- нологию разместили в правильной локации, где публика предварительно разогрета био- метрией. То есть это город-миллионник, воз- растной диапазон – до 35 лет, высокотрафи- ковый район города, где процент безналичных платежей – от 80% и др. Важным критерием успешности является удобная встройка в про- цесс обслуживания, в том числе формфактор устройств. К примеру, биометрия хорошо дополняет и финализирует сервисы само- обслуживания, хотя в некотором будущем представляется, что большая часть приема платежей не будет иметь как такового физиче- ского представления в магазине, будут сокра- щаться кассы с кассирами и самообслужива- ние перейдет на мобильное устройство, так как общая тенденция развития ритейла неумолимо идет к автоматизации всего и вся. А магазины с живым обслуживанием останутся уникальны- ми фичами, куда вы приходите больше за опы- том, нежели за покупкой… – Кто в крупных компаниях должен быть внутренним заказчиком внедрения био- метрических технологий, чтобы проект состоялся? – Смотря какой кейс. Если учет рабочего вре- мени, минимальный состав – это департаменты персонала, операций/продаж, ИТ и, может быть, департамент экономической безопасно- сти. Если контроль доступа – департаменты эко- номической безопасности, персонала, ИТ и опе- раций/продаж. Если платежи и лояльность (а эти два кейса оптимальнее вести вместе, так как один следует из другого), то внутренними заказчиками будут отдел маркетинга, финансовый департамент, ИТ и департамент операций/продаж, так как имен- но они проводники технологии на местах. – С какими барьерами внедрения биомет- рии ритейл встречается чаще всего? – На старте трудно сложить кейс и экономику, чтобы все билось. Если у вас это получилось, вы проходите в следующий раунд. Здесь лучше задержаться и не жалеть времени на должный анализ, чтобы потом не было недоразумений и "неожиданного" прекращения проекта. Для этого нужно, чтобы в команде проекта были правиль- ные люди, непосредственные бенефициары тех- нологии, чтобы сложилась картинка взаимовы- год всех участников и общее видение, куда идем. Важно также разложить этапы с понима- нием, на каком из них какого эффекта можно достичь, так как частая "мина", на которой все подрываются, – это когда бизнес-заказчик хочет все и сразу, если не видит магии после первого месяца использования, говорит, что технология не работает или не выполняются KPI… В ходе самого теста конечные пользователи часто его боятся, не доверяют, о чем мы уже говорили выше. Или просто решают саботиро- вать внедрение (например, сотрудники, если речь об учете или контроле). Нужно правильное донесение, реклама, обучение, чтобы весь путь от сдачи до использования биометрии был удобнее и быстрее любого текущего процесса, чтобы он был безопасен, чтобы была польза и благо от применения. Другими словами, нужна правильная мотивация и вовлечение в пилот тех, кто в дальнейшем будет главными действующими лицами. При внедрении предстоит некоторая интегра- ция в архитектуру корпоративных систем, и здесь важно провести соответствующее про- ектирование для учета всех требований бизнеса и корректной передачи данных от и к оператору биометрической системы, чтобы этот этап не стал стопором в рамках масштабирования. – Ваше видение – каким станет общество при длительном использовании биометри- ческих решений? – Абсолютная тенденция на сокращение посредничества, появление больших возмож- ностей у получателей услуг. Все идет к тому, что у человека становится меньше девайсов/токе- нов в принципе, и основным связующим их звеном будет биометрия. Люди станут макси- мально автономны как внутри своей страны, так и за ее пределами. Со стороны государства будут поддерживаться юзкейсы в рамках различных госпрограмм – пенсионные начисления/выплаты, медобслу- живание, электронные паспорта и другие ID, выборы, налоги, штрафы, кейсы с физическим и виртуальным доступом куда бы то ни было. В итоге автоучет биометрических ID ожидается в большом количестве систем, которые будут присутствовать в некотором виде в магазинах, учебных заведениях, банках, на заправках, МВД, транспорте и т.д. Документы как физи- ческие носители исчезнут. Биометрические системы будут объединяться друг с другом и взаимодействовать. Сейчас уже тестируются социальные рейтинги среди населения, осно- ванные на истории всего того, что происходи- ло с человеком. Это работает в Китае в виде личного рейтинга гражданина: каждого оце- нивают по параметрам из систем массового наблюдения. У человека копится история поведения и событий, в которых он участво- вал, эти события подлежат оценке, на основе которой с ним ведут себя определенным обра- зом, и он может рассчитывать на определен- ные блага. Достаточно футуристичная и кон- цептуальная история, трудно пока судить, когда она придет к нам… Бесспорно, биометрическая технология имеет огромные возможности для улучшения жизни людей в целом. К сожалению, эти возможно- сти связаны также со злоупотреблениями, многие из них крутятся в этическом поле, и в основном вокруг конфиденциальности и фрода. Любое нововведение вызывает ответ- ную реакцию у общества, порождая массу идей по новым способам его использования и "обхода". Идентификация людей может при- вести к возникновению таких проблем, как групповая дискриминация (по половому, этни- ческому, возрастному и другим признакам), стать инструментом банковского и коммерче- ского мошенничества, а может быть и креатив- ным оружием. Например, еще в 2015 г. в Гон- конге группа энтузиастов воссоздала по ДНК внешность людей, которые бросали мусор на улице. Они целенаправленно ходили и соби- рали биоматериал, а затем транслировали изображения этих людей на экранах в обще- ственных местах (метро, вокзалы) со словами, что есть "вот какие негодяи" и не нужно делать, как они. И это имело свой эффект. Очевидно одно: с появлением каждой новой технологии общество немного условно "мути- рует", ассимилирует… И категорично говорить о том, плохо это или нет, наверное, непра- вильно. n www.secuteck.ru апрель – май 2021 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ "Магнит" начал внедрять в магазинах оплату взглядом Новый способ оплаты одним взглядом уже доступен в десяти магазинах ПАО "Магнит" в Москве, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Компания планирует к июню подключить к сервису более 100 торговых точек в Моск- ве и Краснодаре. Сервис оплаты одним взглядом внедряется совместно со Сбербанком. Он работает на планшете с 3D-камерой, которая за счет высокой точности распознавания и захвата глубины легко считывает черты и изгиб лица с учетом изменений во внешности. Банк обеспечивает максимальную безопасность, а также исключает взлом и подмену биомет- рических данных за счет постоянного улуч- шения методов распознавания. Чтобы воспользоваться новой технологией, необходимо быть клиентом банка и заранее в отделении или в мобильном приложении "Сбербанк Онлайн" активировать распозна- вание по лицу и указать карту, с которой будут списываться средства. На кассе в мага- зинах "Магнит", где тестируется технология, на дисплее пин-пада достаточно выбрать кнопку "Оплатить одним взглядом" и взгля- нуть на планшет. Других действий не требу- ется. "Новая технология позволяет с легкостью приобрести товары без наличных денег, карты или телефона. Предварительные результаты показывают, что процесс оплаты покупок ускорился в несколько раз. Хроно- метраж процесса показывает, что вместо 34 секунд при оплате наличными и 15 секунд при безналичной оплате теперь тратится всего 3 секунды. Решение о мас- штабировании мы будем принимать, когда изучим отклик покупателей и потенциальное влияние сервиса на бизнес-показатели", – прокомментировал Эдуард Ирышков, директор департамента розничных техноло- гий сети "Магнит". Источник: www.magnit.com Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw