Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 Историческое отступление С 1958 г. в городах СССР перешли с кондуктор- ной на кассовую систему оплаты проезда. Пас- сажир сам оплачивал проезд, бросив монету в кассу и открутив билет. Позже появились ком- постеры – предоплатная система. В годы разви- того социализма считалось, что совесть – луч- ший контролер. Высокая социальная ответ- ственность заставляла практически каждого гражданина следить за оплатой своего проезда. Контролеры при этом также были включены в систему профилактики неоплат. В сфере торговли товарами массового спроса, в том числе пищевыми продуктами, такого доверия клиентам не оказывалось. До появле- ния универсамов покупателям в магазинах тре- бовалось совершить следующую последова- тельность действий: пройти в отдел, выбрать все необходимые товары, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек и с ним вернуться к прилавку, чтобы забрать свой товар. С распадом СССР и последующим катастрофи- ческим падением сборов за проезд транспорт- ные предприятия снова перешли на кондуктор- ную систему оплаты проезда. В большинстве городов России до сих пор сбор оплаты проезда обеспечивают кассиры. Наше время По оценке лаборатории "СберИндекс" и ИТ- компании "Платформа ОФД", доля безналично- го торгового оборота в России увеличивается каждый год и в IV квартале 2020 г. составила 55,9% 1 . Такая тенденция является потенциалом для постепенного отказа от наличных платежей и перехода к SCO, оснащенным только эквай- ринговой оплатой. Это позволяет большинству российских продуктовых торговых сетей с небольшим запозданием поддержать мировой тренд автоматизации магазинов на базе техно- логий Self Checkout. На данный момент идет переход к параллель- ному функционированию "традиционных" касс и касс самообслуживания. Некоторые магазины устанавливают кассы самообслуживания для разделения потока покупателей с небольшим числом товаров в корзине и покупателей с тележками. Пандемия COVID-19 также придала импульс развитию SCO, для снижения контакта покупателей с персоналом магазина. Виды SCO На кассе магазина товар должен быть подсчи- тан, зафиксирован в чеке и оплачен. От четкой и слаженной работы касс зависит прибыль магазина. Категории магазинов, использующих технологию касс самообслуживания обширны, среди них: l FMCG (Fast Moving Consumer Goods) – товары повседневного спроса, в том числе продукты питания; l DYI (Do it Yourself) – рынок строительно-отде- лочных материалов. В процессе тестирования категории Non-food – промышленные непродовольственные товары. К ним относятся электрическое и электронное оборудование, бытовая техника и радиоаппа- ратура, игрушки, товары для интерьера, спор- тивные товары, канцелярские принадлежности, обувь и текстиль, косметические средства и товары бытовой химии. Из разнообразия технических и ИТ-программ- ных решений в зависимости от концепции кассы самообслуживания можно выделить: l Fixed Scan and Go – фиксированные (стацио- нарные) SCO; l Scan and Go – покупатель получает автоном- ный сканер на входе; l Mobile Scan and Go – покупатель использует свое личное мобильное устройство как ска- нер. Наиболее развитое в России направление – фиксированные SCO, в свою очередь, также подразделяются на несколько технических и программных решений. Есть SCO с дополни- тельными контрольными технологиями по общему весу товаров, а также SCO, включенные в закрытую зону (остров) с автоматическим контролем выхода. У большинства касс само- обслуживания есть свой светозвуковой маяк, подающий сигнал персоналу при необходимо- сти уделить внимание кассе. Как правило, в зоне самообслуживания находится сотрудник, который следит за происходящим на 4–6 кассах и помогает покупателям совершить покупку. СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ апрель – май 2021 www.secuteck.ru Константин Сергеев Директор по безопасности ТС "Монетка", преподаватель курса "Корпоративная безопасность" УрГЭУ, руководитель объединения "Союз руководителей служб безопасности бизнеса", член Общественного совета МВД России по г. Екатеринбургу Касса самообслуживания Self Checkout (SCO) Цифровое будущее ритейла Управление рисками товарных потерь торговой сети, оснащенной кассами самообслуживания Касса самообслуживания, Self Checkout (SCO), – электронно-механическое устрой- ство, работающее без кассира (оператора), позволяющее реализовать процесс самообслуживания оплаты товара в магазинах розничной торговли. SCO, являясь аль- тернативой традиционным кассам розничных сетей, обеспечивают существенные конкурентные преимущества за счет создания условий для быстрой покупки и мини- мизации операционных затрат магазина 1 СберИндекс. Рейтинг "безналичных" городов и регионов России. Итоги IV кв. и 2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://sberindex.ru/ru/researches/reiting-beznalichnykh-gorodov-i- regionov-rossii-itogi-iv-kv-i-2020-g

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw