Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Плюсы создания доверительной среды при реализации товаров Возможность доверить покупателям самостоя- тельно сканировать и оплачивать покупки несет в себе конкурентные преимущества: l кассы самообслуживания помогают бизнесу работать без простоев и перерывов, способ- ствуют сокращению расходов на персонал и минимизируют кассовые махинации с его участием; l дают возможность экономить на аренде доро- гостоящих торговых площадей (на месте одной обычной кассы умещается две, а то и больше SCO); l способствуют росту продаж благодаря умень- шению очередей и созданию условий для быстрой покупки. Минусы ввода технологий Self Checkout Товарные потери – обратная сторона получае- мых при внедрении технологии Self Checkout преимуществ. Заслуживающим внимания является междуна- родное исследование 2018 г. "Касса самообслу- живания в розничной торговле: оценка влияния на убытки". Анализ данных 13 торговых сетей и 140 млн транзакций на SCO показал, что, если в магазине 50% транзакций обрабатывается через SCO, можно ожидать, что его потери будут на 75% выше, чем средний показатель, установленный для розничной торговли про- дуктами питания 2 . К примеру, если норматив неизвестных (ревизионных) товарных потерь продуктового магазина составлял 0,45%, то с вводом системы SCO стоит ожидать увеличе- ния уровня потерь до 0,79%. Увеличение количества товаров в чеке равняет- ся увеличению вероятности возникновения ошибки. Когда у покупателя более 50 товаров в корзине, вероятность того, что он совершит хотя бы одну ошибку при сканировании, составляет 60%. Выделяют 5 типовых точек потерь на SCO: 1. Несканирование части товара. Манипуляции с уменьшением количества товара, попадающе- го в чек. Согласно исследованию, 77% потерь на SCO связаны с этим видом манипуляций. 2. Вынос товара без оплаты (имитация оплаты товара). 3. Манипуляции с уменьшением веса товара, попадающего в чек. 4. Подмес. Смешивание дорогого весового товара с похожим дешевым и оплата как деше- вого. 5. Неправильное сканирование или подмена продукта, когда покупатель сканирует штрихкод дешевого продукта, а кладет дорогой. Управление рисками товарных потерь К "традиционным" способам совершения магазинных краж (шоплифтинга) теперь доба- вились и махинации на кассах самообслужи- вания. На интернет-ресурсе "Судебные и норматив- ные акты Российской Федерации" (www.sudact.ru) по запросу "касса самообслу- живания" на дату написания публикации представлено 8 497 документов, и не все из них связаны именно с хищением товаров с SCO. Практика административного и уголов- ного наказания по данным видам правонару- шений и преступлений в России только фор- мируется и имеет сложности с доказательной базой умысла хищения через манипуляции на SCO, а не случайными ошибками. Ключом для управления рисками товарных потерь является комплексный подход, основан- ный на создании выделенной контролируемой доверительной среды и формировании сдер- живающих от хищений факторов. От расположения самих модулей SCO, системы освещения, видеонаблюдения, включения пер- сонала в систему профилактики краж, конт- рольных процедур зависит многое, в том числе и формирование у покупателей социально одобряемой модели поведения. Отдельным блоком стоит отметить аналити- ческую работу и проактивный мониторинг действий покупателей на кассе, совмещен- ный с видеоаналитикой. Наиболее интересен в профилактике краж на SCO переход от системы распознавания лиц к системе конт- роля поведенческих признаков и персонали- зированной профилактике краж, анонсиро- ванной в 2021 г. компанией "BIT", разработ- чиком ИАС "СТОП Шоплифтер" совместно с компанией "НТехЛаб". Накопленный опыт коллаборации крупнейших торговых сетей по профилактики магазинных краж позво- ляет реализовывать амбициозные проекты по SCO с минимизацией доли неизвестных потерь, осуществлять переход от устаревшей и затратной системы антикражных решений к персонализированному контролю и пред- упреждению краж. Большой технологический шаг сделан и в видеоконтроле на базе машинного зре- ния и искусственного интеллекта – сверка соответствия товара в чеке и на весах. На SCO, оснащенных весами с распознаванием продуктов, подменить один товар другим практически невозможно. Выбирать товар на таких SCO не нужно, все делается автомати- чески, система умеет также распознавать сорта фруктов и овощей, которые в дальней- шем попадают в чек. Телеметрия работы SCO также позволяет вклю- чать различные сценарии и протоколы конт- рольных мероприятий по фродовым транзак- циям и проводить оперативное оповещение о событиях по заданным параметрам. Настроенные автоматические алгоритмы, состоящие из нескольких параметров, позво- ляют выделять "тревожные транзакции" и реци- дивные кражи, помогают в создании доказа- тельной базы, направленной на быстрое и пол- ное раскрытие преступлений. Так может быть поставлена на контроль оплата ранее скомпро- метированной на хищениях банковской карты, нехарактерные повторяющиеся виды и веса товаров, временные промежутки сканирования, отказы от покупки и т.д. Магазинные кражи – одно из самых распро- страненных правонарушений в России, которое носит в первую очередь социальный характер. Создание даже высокотехнологичных барьеров и контрольных мероприятий самими ритейле- рами минимизирует кражи, но не решает про- блему в целом. Уход государства в сторону декриминализации проблемы, массовые отказ- ные материалы полиции по фактам мелких хищений – путь замалчивания, но не решения проблемы. Безусловно, данный вопрос должен решаться посредством государственного партнерства с торговыми сетями и общественными организа- циями, с использованием передовых техноло- гий и видеоинфраструктуры для создания еди- ного контура безопасности, на примере систе- мы "Безопасный город". Немаловажно также внедрение специализированых социальных программ с акцентом на профилактику подро- стковой преступности и формированием в обществе нетерпимости к правонарушениям, в том числе к магазинным кражам. Заключение Ритейл является одной из самых динамичных отраслей экономики. Оплаты по технологии Face ID, персонализированные предложения с про- гнозом потребностей в покупке и поддержка системы лояльности покупателей, умные полки, определенные алгоритмы формирования заявок на поставки необходимых товаров в определен- ную торговую точку – эти и многие другие инно- вации уже тестируются в ритейле. Внедрение таких технологий, как кассы само- обслуживания, – всего лишь этап перехода офлайн-розницы к "магазину будущего" Take&Go. Безусловно, развитие эффективных мер предотвращения потерь движется в направлении ИТ-контроля, основанного на нейросетях, автоматического обогаще- ния информации и проактивного персона- лизированного контроля. Уже сейчас поиск баланса между "быстро" и "точно и под контролем" становится настоящим вызо- вом для специалистов по безопасности в ритейле, формируя новый подход к управлению рисками. n www.secuteck.ru апрель – май 2021 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru А нализ данных 13 торговых сетей и 140 млн транзакций на SCO показал, что, если в магазине 50% транзакций обрабатывается через SCO, можно ожидать, что его потери будут на 75% выше, чем средний показатель, установленный для розничной торговли про- дуктами питания 2 Adrian Beck. Self-Checkout in Retail: Measuring the Impact on Loss [Electronic resource]. – URL: https://www.ecrloss.com/research/self-checkout-research

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw