Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 42 нировать посещение важных для вас и вашей отрасли мероприятий; l запланировать прохождение сертификацион- ного технического тренинга для вас и ваших специалистов, чтобы повысить свои компе- тенции. Оригинальные, ODM- и OEM- производители IP-камер Выбор СВН заказчики часто начинают с выбора IP-камер. Существует огромная разница между ориги- нальными вендорами и OEM-/ODM-брендами, которую должен понимать каждый интегратор и заказчик. Оригинальные производители IP-камер В публичные рейтинги IP-камер (см. раздел "Рейтинги и ключевые игроки рынка видеона- блюдения") попадают только оригинальные производители. Известно, что революцию в IP-видеонаблюде- нии в 1996 г. совершила шведская компания Axis Communications. Лидеры рынка аналогово- го видеонаблюдения того времени Bosch (Гер- мания), Pelco (США), Sony (Япония), Samsung Techwin (Корея), Panasonic (Япония), Sanyo (Япония) и т.п. первую и следующие сетевые камеры Axis восприняли скептически, но спрос со стороны заказчиков и потребность в каче- ственном цифровом видеонаблюдении расста- вили все на свои места. К 2006 г. практически у всех производителей аналоговых камер появилась линейка IP, а к 2016 г. на рынке уже полностью доминиро- вали IP-камеры. До 2010-х гг. заказчики во всем мире, пред- почитающие ценность и качество, покупали исключительно европейское и американское оборудование для видеонаблюдения, заказчи- ки, фокусирующиеся на соотношении "цена/качество", покупали японское и корей- ское оборудование, а заказчики с ограничен- ным бюджетом покупали тайваньские бренды. Череда мировых экономических кризисов 2008–2013 гг. (ограниченные бюджеты заказ- чиков), большие амбиции и весомые финансо- вые инвестиции (как следствие – агрессивный ценовой демпинг) позволили китайским госу- дарственным компаниям Hikvision и Dahua агрессивно выйти на рынок IP-видеонаблюде- ния, а в 2011 г. Hikvision заняла лидирующую позицию по объему продаж. С 2010 г. на рынке существует агрессивная конкуренция между китайскими, европей- скими, американскими и корейскими про- изводителями (тайваньские компании прак- тически не участвуют в данной гонке). Это постоянная борьба за крупные государствен- ные и частные проекты, это открытие новых заводов в целевых странах, рекламные "войны", открытие представительств, локали- зация сайтов и инструкций на различные языки, это активная политика привлечения корпоративных заказчиков. Благодаря оригинальным производителям, которые инвестировали огромные суммы в R&D, процессоры, микроэлектронику и опти- ку, IP-камеры научились: l видеть лучше, дальше и больше, чем челове- ческий глаз; l формировать четкие и реалистичные цвета при любых сценах; l видеть в цвете практически в полной темноте; l видеть сцены при любой контурной и встреч- ной засветке; l передавать видео и звук; l взаимодействовать с различными аппаратными устройствами и программным обеспечением; l за счет мощности процессоров позволили видеоаналитике работать на своем борту; l получили разнообразие формфакторов и цве- тов корпусов; l научились работать в транспорте, в условиях вибрации и повышенных электромагнитных помех; l слетали в стратосферу, научились работать в условиях жаркой пустыни при +60 °С и арк- тического холода -60 °С. За 25 лет своего существования IP-видеонаблю- дение прошло путь от 4CIF до 8К и выше. Тех- нологии видеонаблюдения и показатели IP- камер стали лучше, выбор – больше, а цена – меньше, что однозначно способствует выгоде для конечных заказчиков. Каждый технологический прорыв в IP-видеона- блюдении появлялся благодаря труду самых талантливых инженеров и изобретателей вен- доров, которые делали то, что до них ранее не существовало. Однажды мы с вами будем смот- реть про это фильмы и сериалы. OEM- и ODM-производители ОЕМ (англ. Original Equipment Manufacturer) – это производители оборудования или компо- нент, которое продается на рынке под другими торговыми марками. ОЕМ-изделия ориентированы на масс-маркет (бюджетные и низкобюджетные сегменты). Основная страна OEM-производителей – Китай. OEM-производство массовое, характеристики усредненные, ориентированы на неискушенно- го потребителя решений по видеонаблюдению, которым нужны "просто камеры, чтобы они просто смотрели и просто записывали". На рынке по поводу ОЕМ существует шутка, что "китайские OEM-производители настолько гибки, что при заказе партии в несколько тысяч камер при желании они на корпусе камеры могут напи- сать даже имя вашего домашнего питомца" или "выпустить партию камер с уникальными серий- ными номерами для вашего проекта". ОDМ (англ. Original Design Manufacturer) – это производители оборудования, которое созда- ется по техническому заданию другой компании и продается на рынке под торговой маркой/брендом компании-заказчика. Некоторые топовые бренды использовали китайские OEM-/ODM-камеры, а также китай- ские процессоры для своих бюджетных линеек. Вследствие обнаружения многочисленных кри- тических киберуязвимостей в 2018 г. в США был принят, а с августа 2019 г. введен в дей- ствие закон о запрете использования оборудо- вания китайских вендоров Hikvision, Dahua, Huawei, ZTE, Hytera, а также процессоров Hua- wei Hisilicon в государственных проектах. Поэто- му ситуация резко изменилась: большинство брендов отказываются или уже полностью отка- зались 1 (Bosch, Panasonic, Honeywell) от китай- ских ОЕМ-/ODM-камер и процессоров Huawei Hisilicon (Axis снял с производства серию Axis Companion Line, Hanwha Techwin перевели некоторые линейки на свои процессоры Wisenet и американские процессоры Ambarella). Ситуация в видеонаблюдении с ОЕМ/ODM не уникальна, по тому же пути идут торговые дома/торговые сети, часто создавая свой "собственный бренд" бытовой техники. Учитывая хронический дефицит бюджетов у многих заказчиков на наших рынках на каче- ственные и дорогие решения, китайская ОЕМ- стратегия отлично работает и приносит китай- ским производителям хорошую прибыль. Заказчиков, особенно заказчиков с ограничен- ным бюджетом, легко приучить к "вкусной цене", но где же в такой стратегии заработок вендора? Ведь ему нужно оплачивать труд тысяч своих сотрудников, инвестировать в новые разработки, создавать новые модели, чтобы в дальнейшем не потерять текущих и привлекать новых заказчиков и конкурировать с другими брендами. Демпинг, который начали китайские вендоры в 2010-х гг., постепенно негативно влияет на них самих и снижает их маржу, ведь возникает эффект "дровосека, который рубит сук, на котором сидит". Сравните сами. В 2012–2013 гг. розничная стоимость топовых IP-камер была порядка 900–1300 долларов (Axis, Bosch), средний сег- мент Panasonic и Samsung Techwin (сейчас Hanw- ha Techwin) в розницу стоил 600–900 долла- ров, а самыми дешевыми тогда были тайвань- ские бренды с ценой 400–600 долларов (ACTi, например). Уже к 2014 г. стоимость топ-брендов снизи- лась до 700–800 долларов, а нишу самых дешевых IP-камер заняли Hikvision и Dahua с ценой 120–300 долларов. В 2021 г. стоимость ОЕМ-камер начинается от 50 долларов. Уже видна тенденция, что китайские вендоры начали конкурировать между собой за заказчи- ков (например, HiWatch и Hikvision или RVi и Dahua). Чтобы уйти от прямой конкуренции со своими OEM-брендами, Hikvision и Dahua начали создавать более дорогие и сложные решения, а также объяснять своим клиентам ценность, то есть делать то, что европейские, американские и корейские бренды делали все- гда для своих заказчиков. Бренды VMS и видеоаналитики В проектах можно встретить следующих игро- ков рынка комплексных решений по VMS (системы управления видеонаблюдением, Video Management System) и видеоаналитике: Axis Communications (Швеция), Bosch (Герма- ния), Hikvision (Китай), Dahua (Китай), Hanwha Techwin (Корея), Avigilon (Канада), Pelco (США), Milestone Systems (Дания), Genetec (Канада), Verint (Израиль), AxxonSoft/ITV (Россия), Trassir (Россия), Macroscop (Россия) и др. Некоторые из них предлагают комплексные решения под ключ (IP-камеры, VMS, видеоана- литику, контроль доступа, регистраторы/серве- апрель – май 2021 www.secuteck.ru 1 https://ipvm.com/reports/bosch-dahua, https://ipvm.com/reports/dahua-oem, https://ipvm.com/reports/honeywell-hides

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw