Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 48 l внедрению культуры безопасности и кибербе- зопасности; l развитию стандартизации в области других систем; l более глубокому пониманию регулятивными органами того, что на современном уровне представляют собой системы и инфраструк- турные системы, для того чтобы избежать гру- бых ошибок при подготовке норм правового регулирования; l интенсификации развития экономики страны. Информационная защита и функции безопасности как аспекты стандартизации Объектами стандартизации для обеспечения информационной безопасности являются объ- екты инфраструктуры, а аспекты стандартиза- ции – это: l информационная защита данных обмена между объектами инфраструктуры, данных управления и контроля, используемых в тех- нологических процессах; l обеспечение безопасности систем и их ком- понентов. Состав подсистем должен быть научно обоснован по набору функций подсистем, обеспечивающих действия объектовой, региональной системы как единого целого с заданным уровнем безопасно- сти. Объектом инфраструктуры должно быть обеспечено выполнение функций информацион- ной защиты и функций безопасности. 1. Информационная защита: а) каналов связи приема данных, поступающих от транспортных средств; б) программируемых систем и средств контро- ля и управления процессами управления дви- жением, компьютерных систем и средств прие- ма/передачи, обработки и архивирования дан- ных ("ядра" технологических систем управления движением); в) систем здания или сооружения объекта транспортной системы, осуществляющих внут- ренний и внешний обмен данными, влияющи- ми на безопасность здания (сооружения), систем жизнеобеспечения, систем, связанных с безопасностью здания и сооружения. 2. Обеспечение безопасности: а) всех технических средств и систем, исполь- зуемых для образования каналов связи для обмена данными между объектами инфра- структуры и транспортными средствами; б) технических средств и систем, входящих в "ядро" технологических систем; в) технических систем и подсистем, влияющих на безопасность здания или сооружения объ- екта инфраструктуры транспортной системы. Здания и сооружения рассматриваются при этом как сложные системы, в состав которых входят системы строительных конструкций и инженер- ные системы в различных сочетаниях для жизне- обеспечения, реализации процессов, поддержа- ния комфорта, энерго-/ресурсосбережения и обеспечения безопасности. Все эти системы взаимосвязаны, взаимодействуют с внешней и внутренней средами и вместе действуют как еди- ное целое при воздействиях природного, техно- генного и антропогенного характера (рис. 3). Фокус на снижении риска Для снижения риска применяются системы, свя- занные с безопасностью зданий и сооружений, а также средства уменьшения риска, которые системами не являются, но их использование приводит к снижению риска (например, инже- нерные средства безопасности – ограда, ров). Безопасность достигается путем снижения риска, обусловленного внешними и внутренни- ми опасными проектными воздействиями на строительные конструкции и инженерные системы природного, техногенного и антропо- генного характера (рис. 4). Снижение риска осуществляется на всех стадиях и этапах жизненного цикла систем и средств уменьшения риска синхронно со стадиями и этапами жизненного цикла объекта. Таким образом, комплексный системный про- цессный риск-ориентированный подход при разработке стандартов в сфере безопасности систем можно расценить как вклад РФ в даль- нейшее развитие новой парадигмы безопасно- сти XXI века. n апрель – май 2021 www.secuteck.ru Рис. 3. Модель здания или сооружения как сложной системы , , , / / , Рис. 4. Снижение риска до приемлемого уровня Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw