Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 55 Н ововведения призваны отсечь требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, которые в настоящее время утратили свою актуальность, не проходили процедуру экономической оценки их эффективности и существенно влияют либо затрудняют ведение предпринимательской деятельности. От 100 нормативных актов к 7 новым законам Оптимизация обязательных требований в обла- сти пожарной безопасности не была такой про- дуктивной и показательной, как, например, в области санитарных требований. Так, напри- мер, при выполнении всех требований санитар- ных норм для медицинского учреждения требовалось построить здание площадью 11 тыс. кв. м. После "регуляторной гильотины" медицинское учреждение, рассчитанное на такое же количество пациентов и имеющее ана- логичный набор услуг, уже может иметь пло- щадь в 8 тыс. кв. м. Конечно, это существенные сокращения затрат для экономики, которые можно использовать на ее развитие. В пожарной безопасности сложно привести такие же замечательные примеры. А причина такого положения в том, что МЧС России реформу обязательных требований провело еще в 2009 г., основой которой стал ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности", легализующий "гибкую" систему противопожарного нормирования. Вместе с тем в рамках текущей "регуляторной гильотины" МЧС России провело существенную работу, пересмотрев более 100 нормативных актов в области пожарного надзора, вместо которых созданы семь новых федеральных законов. ФЗ-247 "Об обязательных требованиях" Главным достижением "регуляторной гильоти- ны" является принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях". Этот законодательный акт – основа всей регуляторной реформы. Его глав- ные принципы: законность, обоснованность, правовая определенность и системность, откры- тость, предсказуемость и исполнимость обяза- тельных требований. Необходимым условием установления обяза- тельных требований является наличие риска причинения вреда. Если несоблюдение какого- либо требования не приносит на протяжении большого количества лет никакого вреда, значит, это требование не должно быть обязательным. Их будут пересматривать один раз в шесть лет. Все обязательные требования должны быть исполнимыми. При их формировании необхо- димо учитывать затраты лиц, в отношении кото- рых они устанавливаются, на их исполнение. Расходы должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими требованиями, при обычных условиях гражданского оборота. Отдельно хотелось бы остановиться на обосно- ванности обязательных требований. При работе в экспертной группе очень часто на наши пред- ложения приходили ответы надзорных органов: нецелесообразно, так как требование влияет на безопасность людей, пожарных и т.д.. При этом не давалось каких-то веских аргументов. Про- сто так считалось и считается на протяжении десятков лет. Теперь же на надзор возложено бремя доказывания необходимости соблюде- ния обязательного требования. Главное при реализации ФЗ-247 – установить системность влияния обязательных требований на реальную жизнь и оценивать эффективность этих меро- приятий не каким-то эфемерным образом, а на основании наблюдений, статистических дан- ных, расчетов и т.д. ФЗ-248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" Важной частью механизма "регуляторной гиль- отины" стал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контро- ле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". Данный законодательный акт закрепляет и кон- кретизирует уже апробированную на практике риск-ориентированную модель надзора. Ключевое отличие по линии пожарного надзора нового закона от ФЗ №294 "О защите прав юри- дических лиц и индивидуальных предпринима- телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отражено в ст. 16. Определено, что объектами www.secuteck.ru апрель – май 2021 Виталий Данченков Руководитель направления пожарной безопасности компании X5 Retail Group Реализация механизма "регуляторной гильотины": взгляд глазами ритейла В 2019 г. был запущен новый этап реформы системы государственного контроля и надзора, который связан с механизмом "регуляторной гильотины". Ее целью являет- ся комплексное обновление обязательных требований, принятых ранее середины 2010 г., с одновременным проведением анализа фактических положительных (отри- цательных) последствий утверждения нормативных правовых актов, а также дости- жения заявленных целей регулирования. В данной статье я хочу проанализировать, каким образом мероприятия, проводимые в рамках указанной реформы, в том числе по вопросам пожарной безопасности, отразились на бизнесе и ритейле в частности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw