Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 56 государственного надзора наряду с деятель- ностью граждан и организаций являются здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лес- ные участки, оборудование, устройства, предме- ты, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъ- являются обязательные требования. Таким образом, при планировании проверок в 2022 г. ГПН будет применяться принцип "один объект (здание) – одна проверка". Безусловно, количество проверок в отношении объектов нашей компании увеличится. Думаю, что основные вопросы по планирова- нию проверок появятся в следующем году, поэтому МЧС России надо организовать среди субъектов экономики соответствующую разъ- яснительную работу. Также МЧС России должно довести до бизнеса принципы и подходы, кото- рые будут реализовываться при проверках помещений, арендуемых в зданиях различного назначения. Даже сегодня этот аспект надзор- ной деятельности не совсем понятен, и ряд наших магазинов планово проверяют как в составе торгового центра (при проверке собственника здания), так и как самостоятель- ный объект надзора. Причем это происходит в течение одного календарного года. ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и нормативные документы по пожарной безопасности В рамках реформы были переработаны поло- жения ФЗ-123, которые прошли общественные обсуждения и будут приняты в 2021 г. Какое из них хочется выделить? Компания Х5 Retail Group первая в российском ритейле внедрила в практику использование стандарта организации по противопожарной защите однотипных объектов (гипермаркеты, супермаркеты, распределительные центры). Несмотря на утверждение данных документов в МЧС России и регистрацию их в качестве нор- мативных документов по пожарной безопасно- сти, часто инспектора на местах не учитывали их положения при проверках наших объектов. Приходилось получать дополнительные разъ- яснения, обжаловать решения. В проекте изме- нений в закон стандарты организаций включе- ны в перечень федеральных нормативных доку- ментов по пожарной безопасности наряду со сводами правил, что существенно повысит их статус и расширит для бизнеса возможность применения. Несмотря на то что "регуляторная гильотина" направлена на пересмотр обязательных требо- ваний, МЧС России проводится большая работа по оптимизации норм добровольного примене- ния, изложенных в сводах правил. Актуализа- ция нормативных документов по пожарной без- опасности направлена в том числе на исключе- ние необходимости разработки специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты. В настоящее время приказом МЧС России от 15.01.2020 г. № 14 утвержден свод правил "Многофункцио- нальные здания. Требования пожарной без- опасности", устанавливающий требования к объектам, состоящим из частей различных классов функциональной пожарной опасности, а также с наличием многосветных пространств. Внедрение свода правил позволяет бизнесу исключить разработку специальных техниче- ских условий при проектировании многофунк- циональных торговых центров и сэкономить время, которое затрачивается на сложные согласовательные процедуры. В полном объеме переработан свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защи- ты. Эвакуационные пути и выходы". Не без нашего участия в документ наконец-то вводится понятие "основной эвакуационный проход в торговом зале". То есть требования к основ- ным эвакуационным проходам у нас были все- гда, а вот самого понятия до выхода этой редак- ции СП не существовало. Поэтому, согласно ста- тистике, в 90% документов ГНП по результатам проведенных проверок на объектах компании фигурировало нарушение по ширине проходов. О "добровольности" применения нормативных документов по пожарной безопасности "Гибкая" система противопожарного нормиро- вания основана на обязательном соблюдении требований нормативно-правовых актов и доб- ровольном применении нормативных докумен- тов. И такая "гибкость" тоже имеет свои изъяны и требует изменений. У нас достаточно много магазинов, которые размещаются в зданиях торговых центров. При наличии незначительных отступлений от требо- ваний сводов правил (например, по путям эва- куации в торговом зале) все нормы доброволь- ного применения автоматически становятся обязательными, ведь практически невозможно просчитать пожарные риски для всего здания, так как оно уже введено в эксплуатацию и в нем размещается множество других арендаторов. Или другой пример. Если расстояние между насосными агрегатами не соответствует требо- ваниям свода правил, становится ли от этого система пожаротушения менее эффективной? И может ли в таком случае система учитываться при проведении расчетов пожарного риска? По моему мнению, при актуализации требова- ний нормативных документов МЧС России целесообразно применять принципы, описан- ные выше в ФЗ-247 (хотя эти требования "условно" добровольные). Особенно это каса- ется наиболее затратных мероприятий. Рас- смотрим на примере внутреннего противопо- жарного водопровода. В монтаж, содержание и обслуживание внутреннего противопожарно- го водопровода субъекты экономики ежегодно вкладывают значительные средства. И если взять эти затраты в рамках всего государства, получится гигантская сумма. А кто провел ана- лиз, сколько было за год потушено пожаров внутренним противопожарным водопроводом? Какой ущерб предотвращен посредством про- тивопожарного водопровода и как он соизме- ряется с размером вкладываемых средств? На объектах какой функциональной пожарной опасности применялся ВПВ? Какие риски суще- ствуют при его отсутствии? Я не утверждаю, что от ВПВ надо полностью отказаться. В складских зданиях он необходим, но каждое требование надо пересматривать на основании оценки эффективности и риска возможных вероятно- стей ущерба. Необходимо создать систему в МЧС России, которая сможет оценить влия- ние того или иного мероприятия на реальную ситуацию с пожарной безопасностью. Новые Правила противопожарного режима в РФ С начала 2021 г. вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ, утвержден- ные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. С участием экспертного сообщества и других заинтересованных лиц положения правил изме- апрель – май 2021 www.secuteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw