Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 57 нялась на протяжении двух последних лет, и многие требования были оптимизированы. В новой редакции исключено 20% старых тре- бований, которые носили номинальный харак- тер, не соответствовали современным реалиям или не оказывали влияние на пожарную без- опасность объектов. Для меня показательным примером являются изменения в Правилах по расстоянию от хра- нимых товаров до светильников в складских помещениях. В нашей компании уже на про- тяжении как минимум 10 лет применяются только светодиодные светильники, которые не оказывают теплового воздействия на близко расположенные вещества и материа- лы. Учитывая, что существующая бизнес- модель магазина направлена на увеличение площади торгового зала (для расширения ассортимента продаваемых товаров) и, соот- ветственно, уменьшение складских помеще- ний, очень сложно обеспечить 0,5 м от това- ров до светильников. И это при том, что риски возникновения пожара отсутствуют. Но ППР не разграничивали виды светильни- ков, поэтому в каждом третьем администра- тивном протоколе ГПН фигурировало данное нарушение. Еще в начале реформы от Х5 Retail Group исходило предложение по пересмотру данного требования, и оно, наконец, нашло свое отражение в п. 288 новых Правил. Теперь требование касается только светильников с лампами накалива- ния, что абсолютно обоснованно. В новых Правилах есть еще несколько нововве- дений, в том числе по ведению единого журна- ла по эксплуатации противопожарной защиты, но без практики применения оценивать их преждевременно. Не могу не отметить противоречивый момент нового документа. В 2020 г. на рассмотрение экспертной группы поступал проект Правил, который содержал п. 104, запрещающий хра- нение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имею- щих открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приво- дом, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами или норма- тивными документами по пожарной безопас- ности. В действующей редакции из данного пункта исключена часть последнего предложе- ния – "за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами или норма- тивными документами по пожарной безопас- ности". Таким образом, с 1 января 2021 г. почти 18 тыс. объектов нашей компании пере- стали соответствовать требованиям Правил противопожарного режима в РФ, но при этом продолжают соответствовать нормативным документам по пожарной безопасности (СП 7.13130). Выполнение данных требова- ний ППР РФ будет связано с многомиллионны- ми затратами, а во многих случаях они в прин- ципе невыполнимы без реконструкции магази- нов. На состоявшемся в начале 2021 г. совеща- нии представители ДНДиПР МЧС России при- знали данное противоречие и пообещали внести изменения при ближайшей корректи- ровке Правил. Гармонизация строительных и противопожарных норм В настоящее время минимальные требования пожарной безопасности к зданиям и сооруже- ниям устанавливаются двумя федеральными законами – это Технический регламент о без- опасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ) и Тех- нический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ). При этом указанные требо- вания противоречат и взаимно исключают друг друга. Все экспертное сообщество полагало, что в рам- ках "регуляторной гильотины" эти противоречия будут исключены. Но 4 июля 2020 г. вышло постановление Правительства РФ № 985 "Об утверждении перечня национальных стандар- тов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения кото- рых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Данный документ меня разочаровал. Нельзя оспорить, что количество обязательных требо- ваний по вопросам пожарной безопасности в строительных нормативных документах сокра- щено и некоторые изменения нам действитель- но облегчат жизнь. Так, у нас в компании еще в 2017 г. разработан стандарт организации (СТО) c требованиями пожарной безопасности для распределительных центров (в том числе с наличием охлаждаемых помещений). СТО соответствовал законодательству о стандарти- зации и был зарегистрирован МЧС России как нормативный документ по пожарной безопас- ности. Целями его создания были оптимизация проти- вопожарной защиты в рамках действующего законодательства и отказ от разработки специ- альных технических условий на каждый объект компании. Но требования строительных норм не позволяли нам использовать СТО, так как площадь охлаждаемых помещений была ограничена обязательными требованиями, которые не соответствовали нашей операцион- ной модели. Любые отступления от обязатель- ных требований согласно ФЗ-384 могли быть обоснованы только разработкой специальных технических условий, с обязательным согласо- ванием в МЧС России и Минстрое, что нам и приходилось выполнять. Ограничения по охлаждаемым камерам поста- новлением Правительства РФ№ 985 выведены из разряда обязательных, что позволяет реали- зовать СТО в полном объеме и сокращает рас- ходы и время на проектирование распредели- тельных центров. Но в целом проблема гармонизации не решена, и в перечне обязательных положений строи- тельных норм фигурируют требования по пожарной безопасности. В частности, обяза- тельный характер исполнения продолжают иметь положения СП 56.13330.2011 "Про- изводственные здания", определяющие требо- вания к площади пожарных отсеков, степени стойкости зданий и т.д. В случае отступления от них необходимо разрабатывать специальные технические условия со всеми обременениями. В пожарных нормах аналогичные требования имеют статус добровольного применения, от которых можно отступать при подтверждении безопасности людей расчетами пожарных рис- ков. Аналогичная ситуация со сводом правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", где практически все требования по эвакуации людей отнесли в разряд обяза- тельных. Налицо прямые противоречия двух систем нормирования. Следует отметить, что МЧС России продолжает работу по гармонизации нормативных доку- ментов, и будем надеяться, что она завершится в текущем году. Движение в нужном направлении В заключение отмечу, что в целом реформа определила правильное направление развития как нормативной базы, так и надзорной дея- тельности в стране. Бизнес-сообщество прини- мает активное участие в этих процессах и наде- ется на установление баланса между интереса- ми бизнеса и государства. n www.secuteck.ru апрель – май 2021 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Статья опубликована в каталоге "Пожарная безопасность", 2021 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw