Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 18 З а последние пять лет в России стал особенно заметен рост количества крупных междуна- родных спортивных мероприятий, включая Олимпийские зимние игры – 2014 в Сочи, Кубок конфедераций – 2017, предстоящий чемпионат мира по футболу – 2018. Кроме того, ежегодно проводятся различные культур- ные мероприятия, в том числе концерты, выставки, празднование Нового года, "Алых парусов" и др. Эти события привлекают огром- ное число зрителей, многие из них приходят со своими семьями, родственниками, друзьями, знакомыми. Численность граждан на меро- приятиях может быть от нескольких десятков до сотен тысяч и более, что зависит от многих фак- торов. Сотрудники органов внутренних дел и Росгвар- дии накопили большой опыт успешного несе- ния службы в данных условиях. Вместе с тем при проходе граждан на массовые мероприятия возникает ряд вопросов. Рассмотрим самые актуальные из них. Проблема№1. Отсутствие единого и четкого алгоритма В России отсутствует нормативный документ, в котором указаны условия и порядок проведе- ния личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые меро- приятия 1 . В связи с этим у контролеров-распо- рядителей 2 и представителей правоохранитель- ных органов в процессе личного осмотра часто возникают конфликтные ситуации с граждана- ми на официальных спортивных соревнованиях и при проведении массовых культурных меро- приятий. Однозначно сказать, в чем заключает- ся превышение полномочий указанными сотрудниками, а где неправ гражданин, сразу никто не может. В данных случаях возникают сложности с обжалованием действий лиц, осу- ществляющих личный осмотр. Необходима раз- работка и принятие в установленном порядке правового механизма его проведения. Проблема№2. Невозможность привлечения Росгвардии В отечественном законодательстве не прописа- на норма, по которой сотрудники и военнослу- жащие Федеральной службы войск националь- ной гвардии Российской Федерации 3 (ФСВНГ) могут проводить личный осмотр граждан и находящихся при них вещей во время массо- вых мероприятий. Наряду с полицейскими представители Рос- гвардии также участвуют в охране обществен- ного порядка, в том числе на массовых меро- приятиях. При большом потоке посетителей и в иных ситуациях качественно проводить осмотровые мероприятия граждан весьма затруднительно. Этот факт характерен прежде всего для мегаполисов, при проведении фут- больных матчей, в дни гуляния выпускников школ, празднования Нового года и др. Еще до образования ФСВНГ сотрудники ОМОНа и вневедомственной охраны, будучи предста- вителями полиции, органов внутренних дел, успешно помогали своим коллегам из других подразделений территориальных органов МВД России в проведении осмотровых меро- приятий на объектах спорта и при проведении массовых культурных мероприятий. Сегодня таким правом они не обладают. Для этого необходимо внесение изменений в правовую основу деятельности данных представителей власти. Проблема№3. Слабое техническое оснащение При проведении официальных спортивных соревнований на стадионах места проведе- ния личного осмотра имеют технические средства, необходимые для своевременного обнаружения запрещенных к проносу пред- метов и веществ, включая взрывчатые веще- ства и взрывные устройства. Данные средства имеются на стадионах, где будут проводиться игры команд чемпионата мира – 2018. На других площадках, особенно при проведении массовых культурных мероприятий, положе- ние дел весьма плачевно. В целом на культур- ных мероприятиях сотрудники полиции могут работать лишь со стационарными (рамками) и ручными металлодетекторами для обнаружения оружия и иных металличе- ских предметов, запрещенных к проносу. Другие средства обнаружения изъятых из гражданского оборота вещей и предметов, в том числе наркотических средств, радио- активных и ядовитых веществ и иных запре- щенных к проносу предметов и веществ, практически не используются, поскольку их вообще нет или они отсутствуют в количе- стве, необходимом для работы правоохрани- тельных органов и иных лиц, обеспечиваю- щих безопасность граждан. Такое положение дел весьма характерно для многих регионов. Оно возникает и потому, что порой трудно решить, кто конкретно и на каких условиях будет обеспечивать соответствующей техникой и средствами (в особенности антитер- рористической направленности) данные меро- приятия. Будут ли этим заниматься правоохра- нительные органы или это забота администра- ции объекта, организаторов данного действия или иных лиц и организаций – вот в чем заклю- чается сложность ситуации. С учетом анализа законодательства по вопросам технического оснащения стадионов в России и практической их эксплуатации на примере "Санкт-Петербург Арена" выясняется, что и здесь присутствуют слабые стороны в техническом обеспечении зон осуществления личного осмотра граждан. При проведении практических занятий с сотрудни- ками органов внутренних дел, а также во время футбольных матчей разного уровня на этом объекте спорта выявлен целый ряд особенно- стей, серьезно влияющих на обеспечение без- опасности как на данном стадионе, так и на спортивных объектах в других регионах Россий- ской Федерации. июнь – июль 2018 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Станислав Горелов Врио начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, к.п.н. Александр Жайлов Преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России Личный осмотр: вопросы и решения Статья посвящена отдельным проблемам, возникающим при работе сотрудников полиции, иных служб и организаций в зонах проведения личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые мероприятия спортивного и культурного характера, а также перспективным направлениям их решения 1 Федеральный закон № 3-ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 г., ст. 13, ч. 1, п. 18. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г. 2 Федеральный закон № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 г., ст. 20.2, п. 3. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г. 3 Федеральный закон № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" от 03.07.2016 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw