Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 17 На практике. Разумеется, никакая комиссия паспорт не составляет – все сводится к алгорит- му по этапу 2 и возлагается на правообладате- ля. Но в этом, по сути, закон не преступается, так как правообладатель является членом комиссии. Ее председателем обязанность по составлению паспорта возлагается на право- обладателя, с чем тот добросовестно соглаша- ется. После этого, в рамках своих знаний в области антитеррористической защищенности, правообладателем или уполномоченным им лицом разрабатывается паспорт безопасности. Как правило, у малых и средних бизнесменов и предпринимателей знания в данной области весьма посредственные, да и откуда им взяться? До сих пор не утверждены программы обуче- ния, требования носят весьма общий характер, специалистов редко встретишь и в компетент- ных органах. Ввиду этого паспорт безопасности зачастую носит формальный характер, а при его согласовании правообладатели сталкиваются с нарушением сроков. Передача на согласова- ние паспорта безопасности правообладателем с регистрацией его соответствующим образом квалифицируется компетентными органами как обращение граждан, а механизм рассмотрения таких обращений четко прописан в Федераль- ном законе "О порядке рассмотрения обраще- ний граждан Российской Федерации", где на рассмотрение у каждой инстанции есть 30 дней плюс возможность увеличения сроков рассмот- рения еще на 30 дней, что обычно увеличивает срок согласования с 30 предусмотренных на это дней до 150. А в результате из-за непрофессио- нального заполнения паспорт часто возвраща- ется на доработку. Этап 4. Реализация предписанных мероприятий По закону. Завершающим этапом является выполнение предписанных требованиями меро- приятий, в том числе по оборудованию объекта инженерно-техническими средствами охраны. На данный этап законодательством отводится два года. И все логично, если бы не один нюанс: все организационные мероприятия по обеспече- нию антитеррористической защищенности по данным требованиям должны осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей. Это значит, что, включив объект в перечень ММПЛ, органы местного самоуправления обязуются за счет бюджета осу- ществить указанные мероприятия, в том числе и инженерно-техническое оснащение, что само по себе абсурдно, когда речь идет о коммерческой организации, которая странным образом оказа- лась в указанном перечне. На практике. По непонятным причинам вопро- сы по выполнению мероприятий также ложатся на правообладателя, в том числе и самый доро- гостоящий – техническое оснащение объекта. При этом конкретных требований к техническо- му оснащению просто нет, например таких, как по пожарной безопасности, когда практически для каждого типа объекта предусмотрены тре- бования по типам систем, количеству датчиков и т.д., а в случаях, когда что-либо не определе- но действующими ГОСТами, предусмотрена разработка специальных технических условий. Поэтому зачастую остается неясным, какими техническими средствами охраны следует осна- щать объект. Главные пробелы в законодательстве Подводя итог, можно сказать, что действующее законодательство весьма несовершенно: отсут- ствуют программы обучения в области антитер- рористической защищенности, конкретные тре- бования к техническим средствам охраны, до сих пор не предусмотрена ответственность за нарушение требований антитеррористической защищенности. Отнесение того или иного объ- екта к ММПЛ зачастую происходит с нарушени- ем законодательства, а все обязанности возла- гают на правообладателя и т.д. Обследование и категорирование объектов часто проводится либо формально, либо не в полном объеме по причине большого количества объектов и нехватки трудовых ресурсов в компетентных органах. В условиях современной реальности нельзя однозначно сказать, помогает ли паспорт без- опасности и выполнение мероприятий по анти- террористической защищенности, потому что часто данная работа носит весьма формальный характер, хотя в ряде случаев выполнение тре- бований действительно эффективно. Впрочем, если доработать законодательство и провести ряд подготовительных мероприятий, безуслов- но, возможно добиться лучшего результата. План действий Идеальная схема работы по законодательству в области антитеррористической защищенности может быть организована по следующему принципу: l назначается компетентный орган (на мой взгляд, это должна быть Росгвардия), в кото- рый без всякого запроса в установленной законодательством форме направляются све- дения об объекте: функциональная принад- лежность, количество одновременно пребы- вающих людей, балансовая стоимость и т.д.; l по первичной информации компетентный орган определяет, во-первых, законодатель- ство, которым следует руководствоваться, во- вторых – предварительную категорию объекта; l определяются требования к специализиро- ванным организациям, которые имеют право проводить обследование и категорирование объекта. Данные условия возможно реализо- вать при введении аккредитации таких орга- низаций; l определяются конкретные требования к тех- нической оснащенности объектов в зависи- мости от типа объекта и его категории; l результаты проведенного специализирован- ной организацией обследования и категори- рования направляются в компетентный орган на утверждение, после чего категория либо подтверждается, либо изменяется; l разрабатывается паспорт безопасности объ- екта, в котором планируются мероприятия по антитеррористической защищенности; l разработанный паспорт безопасности и его электронная копия направляются в компе- тентный орган; l осуществляется контроль за выполнением данных мероприятий. Данный подход позволит: 1) снять нагрузку с органов государственной власти; 2) дать независимую и непредвзятую оценку состояния антитеррористической защищенно- сти объектов; 3) снизить коррупционную составляющую. n www.secuteck.ru июнь – июль 2018 СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw