Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 16 В декабре 2013 г. во исполнение положений Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительством РФ было подго- товлено постановление "Об антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий)", в котором правительство обязало федеральные органы исполнительной власти разработать проекты нормативных актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности для подведомственных им объектов. 25 марта 2015 г. было подписано постановление о тре- бованиях к антитеррористической защищенно- сти мест массового пребывания людей (ММПЛ). Какие объекты относятся к ММПЛ? Для того чтобы сложилось понимание, на какие категории объектов распространяются вышеуказанные требования, нужно знать, что такое ММПЛ. В соответствии с ФЗ "О противо- действии терроризму" это территория или место общего пользования, где при опреде- ленных условиях могут одновременно нахо- диться 50 и более человек. Обращаемся к Гра- достроительному кодексу и выясняем, что "территории общего пользования – это терри- тории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площа- ди, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)". Ключевыми словами здесь являются именно "беспрепятственно пользуется". Рассмотрим на примере Москвы, как законода- тельство предписывает исполнение данных тре- бований и что происходит на практике, при этом условно разобьем всю работу на несколь- ко этапов. Этап 1. Определение перечня ММПЛ По закону. Исполнительный орган государст- венной власти или органы местного самоуправ- ления по согласованию с территориальными органами ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС опре- деляет перечень ММПЛ. На практике. В первое время после выхода данных требований в перечни ММПЛ включа- лось все, что только возможно, любые объекты, на которых могли одновременно находиться 50 и более человек, – и гостиницы, и торговые центры, и бизнес-центры, и т.д. То есть те объ- екты, которыми не может пользоваться неогра- ниченный круг лиц. В настоящее время в дан- ный перечень продолжают включать в основ- ном объекты общественного питания и бизнес- центры (прочие вышеуказанные объекты из перечней ММПЛ были исключены в связи с выходом требований к антитеррористической защищенности для них). Этап 2. Создание межведомственной комиссии и присвоение категории По закону. Решением главы муниципального образования создается межведомственная комиссия, в состав которой включаются право- обладатель объекта, а также представители тер- риториальных органов ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС, после чего проводится обследование объекта на предмет выявления количества одновременно пребывающих людей. По его результатам составляется акт обследования и категорирования, а объекту присваивается соответствующая категория. На практике. Комиссия часто создается на бумаге, вопросы организации ее работы возла- гают на правообладателя ММПЛ, а правообла- дателю, который не желает ссориться с предста- вителями органов государственной власти, достаточно и устного указания. Это обусловле- но, как правило, несовершенством законода- тельства, а именно – невозможностью "перева- рить" имеющийся на территории объем объ- ектов. Однако стоит отметить, что данный объем создался по причине как раз внесения в перечень объектов, которые вносить туда не стоило бы. Кроме того, важным является тот факт, что, расписавшись в акте обследования и категори- рования объекта, правообладатель соглашает- ся с тем, что объект является ММПЛ, и тем самым соглашается выполнять предписанные требования. Этап 3. Разработка и согласование паспорта безопасности По закону. Комиссией составляется паспорт безопасности, согласовывается с территориаль- ными органами ФСБ, Росгвардии, МВД, МЧС и утверждается главой муниципального обра- зования. Согласование должно происходить в 30-дневный срок со дня его разработки. Пас- порт безопасности является информационно- справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенно- сти объекта и содержит перечень действий, направленных на предупреждение террористи- ческих актов в ММПЛ. То есть происходит сравнительный анализ мероприятий, проводи- мых в настоящее время, и мероприятий, опре- деленных требованиями в зависимости от при- своенной категории, на основании чего опре- деляются те, которые необходимо выполнить дополнительно. июнь – июль 2018 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Евгений Сапожников Генеральный директор ООО "БЕЗОПАСНОСТЬ" Улица Старый Арбат kazaanreporter.ru Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей: ожидания и реальность Чтобы вопрос разработки и согласования паспорта безопасности мест массового пребывания людей решался максимально эффективно, необходимо разобраться, что такое антитеррористическая защищенность, кто за нее отвечает, каково законо- дательство и основные проблемы в данной области

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw