Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 61 На эксплуатируемых пересечениях железных и автомобильных дорог постоянно внедряются новейшие технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвиж- ного состава. За последние пять лет эксплуата- ции на скоростных направлениях (поезда "Сап- сан", "Аллегро", "Ласточка") положительно заре- комендовали себя ПТУ шлагбаумного типа. Они установлены для предотвращения несанкцио- нированного въезда, особенно на тех участках, где статистическая вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транс- порта весьма велика, а установка ПТУ выдвиж- ного и тросового типов запрещена правилами МПС. Традиционный способ обеспечения безопасно- сти движения на железнодорожных переездах заключается в ограждении переезда и пред- упреждении водителей транспортных средств о приближении поезда путем установки у пере- езда мигающих красных светофоров, звуковой сигнализации и шлагбаумов. Однако эффектив- ность такого способа невысока: некоторые водители "проскакивают"огражденный переезд, объезжая по левой полосе движения опущен- ный шлагбаум. Среди внедряемых устройств представлено несколько типов жестких механических пре- град, таких как тяжелые шлагбаумы, верти- кальные щиты-барьеры, поднимающиеся балки и тросы и т.д. Однако подобные реше- ния не дают возможности автотранспортному средству, оказавшемуся на железнодорожных путях в момент закрытия переезда, покинуть его, и столкновение с поездом в этом случае неизбежно. Курс на необслуживаемые автоматические системы Современный уровень развития науки и техни- ки способен обеспечить полную безопасность на железнодорожных переездах. В настоящий момент ответственность за нее возложена на людей, которые в ряде случаев имеют недоста- точную квалификацию, то есть сама безопас- ность подвержена влиянию человеческого фак- тора и тем самым не может гарантировать работу без чрезвычайных происшествий. Необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы исключить (максимально сни- зить) участие человека в обеспечении без- опасности на железнодорожных переездах. По сути, предстоит сделать необслуживаемую систему, которая автоматически сможет отсле- живать приближение поезда к переезду и своевременно блокировать проезд автотранс- порта. Из принципа "необслуживаемости"вытекает несколько обязательных для решения задач: 1. Интеграция ПТУ (систем блокировки доступа автотранспорта) с системами раннего пред- упреждения о приближении поезда. 2. Отслеживание наличия объектов в зоне обес- печения безопасности. 3. Контроль работоспособности ПТУ (блоки- рующих устройств). Надо признать, что в конструкторском плане проблемы интеграции ПТУ с системами раннего предупреждения о приближении поезда и конт- роля работоспособности ПТУ на данный момент решены, производители готовы в ближайшее время оснастить противотаранные устройства системами мониторинга критически важных параметров. Сложнее обстоит дело с отслеживанием нали- чия объектов в опасной зоне (на железнодо- рожных путях). Пока нет готовых систем, спо- собных решить эту задачу. Она усложняется отсутствием возможности применить оптико- электронные (инфракрасные) датчики в связи с вероятностью загрязнения линз нефтепро- дуктами от проезжающих поездов. Использо- вание радиоволновых датчиков тоже невоз- можно из-за большой стоимости оборудова- ния и необходимости в их значительном количестве. Кроме того, требуется очень высокий показатель обнаружения и минимум ложных срабатываний, так как пропуски обнаружения чреваты катастрофой и гибелью людей, а ложные срабатывания подразуме- вают крупные финансовые потери из-за экс- тренного торможения железнодорожного состава. Наиболее верным решением в этой области могло бы стать применение видеокамеры с мощным и точным алгоритмом определения препятствий на пути следования поезда. Видеонаблюдение на железной дороге Российским правительством был утвержден специальный план определенных действий, направленных на снижение уровня смертности при ДТП. В их перечне указана необходимость установки специальных камер на железнодо- рожных переездах страны. Наличие видеокамеры на переезде дает ряд преимуществ, к которым можно отнести: l фиксацию происходящего на железнодорож- ном переезде в реальном времени; l возможность круглосуточного слежения за переездом; l экономию ресурсов и сил; l возможность привлечения водителей, нарушивших правила дорожного движения и порядок пересечения железнодорожного переезда, к административной ответствен- ности. Однако сами по себе видеокамеры не могут снизить уровень правонарушений на таких переездах. Видеофиксация и ПТУ в едином решении Противотаранная техника и видеокамеры должны составлять единую систему безопасно- сти железнодорожного переезда. Анализ видеозаписи происходящего в реальном вре- мени в зоне переезда позволит не подвергать опасности жизни людей, находящихся в авто- транспортном средстве и пересекающих желез- нодорожные пути. Эта цель может быть достигнута путем одновре- менного включения камер видеонаблюдения (в момент перехода переезда в закрытый режим) и системы проверки наличия авто- транспорта между барьерами непосредственно в зоне пересечения железнодорожных путей. С типовыми проектами обеспечения безопасно- сти железнодорожных объектов можно ознако- миться на общедоступных Web-сайтах ведущих российских компаний, работающих в данном направлении. n www.secuteck.ru июнь – июль 2019 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru ПТУ шлагбаумного типа для предотвращения несанкционированного въезда Противотаранная техника и видеокамеры должны составлять единую систему безопасности железнодорожного переезда

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw