Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 23 в целях использования ее для оперативного анализа. Изменение структуры и содержания накопленной за 10 лет деятельности справоч- ной информации – сложная работа, требую- щая, помимо знаний отраслевой специфики ТЭК, взаимодействия с организациями, которые включены в контур информационного взаимо- действия. Таких организаций более 30, и при планировании развития информационной системы САЦ требуется также отслеживать планы развития систем ситуационного управле- ния других организаций. Приоритетные направления В системе СРСЦ основной фокус деятельности САЦ в части повышения эффективности ситуационного управления разделен на три направления: 1. Работа в системе распределенных ситуацион- ных центров (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 "О фор- мировании системы распределительных ситуа- ционных центров, работающих по единому рег- ламенту взаимодействия"). 2. Участие в реализации мероприятий Доктри- ны энергетической безопасности (Указ Прези- дента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216, приказ Минэнерго России от 11.03.2016 г. № 176). Энергетическая безопас- ность включает в себя сбалансированность про- дуктовой модели, при которой производство и добыча энергетических ресурсов должны быть организованы так, чтобы оптимально обеспе- чить небольшую избыточность, экспортную потребность, внутренний рынок ресурсов и неувеличение определенной цены. В особые периоды функционирования ТЭК это влияет на мобилизационную готовность государства, тре- бования к системе управления и т.д. Энергети- ческая безопасность, продуктовая модель и топливно-энергетический баланс должны рас- сматриваться как целостная система. 3. Участие в цифровой трансформации электро- энергетики в рамках цифровой экономики (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №203 "Стратегия развития инфор- мационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы"). Определенные требования по цифровой трансформации электроэнергетики включают в себя более чем 100 мероприятий, и САЦ принимает участие в этой работе. Организация информационного взаимодействия На рис. 1 отражена схема информационного взаи- модействия Минэнерго России с центрами управ- ления Российской Федерации, в том числе в СРСЦ. От САЦ требуется постоянное внимание к этой схеме взаимодействия: нужно непрерывно актуа- лизировать действующие регламенты, решать вопросы прикладной интеграции систем, опреде- лять интерфейсы, описание типов данных и т.д. Развитие деятельности САЦ Какие системные задачи требуется решать, чтобы "не отстать" от программ цифровой транс- формации энергетики, использовать передовые тенденции, ликвидировать технологические и архитектурные ограничения, которые возникают в области структуры данных и их содержания? Вот, по нашему мнению, главные из них: 1. Описание деятельности ТЭК "верхнего уров- ня" с использованием онтологического модели- рования. Такой подход позволяет оптимально построить информационную модель и структу- ру справочников, которые далее будут исполь- зованы для создания инструментов прогнозного моделирования и т.д. 2. Разработка функциональных моделей по направлениям деятельности организаций ТЭК, определение требований к информационным моделям. 3. Внесение изменений в нормативно-правовые акты РФ, внутренние нормативные документы Минэнерго России, регламенты Минэнерго и САЦ. Чтобы обеспечить приток информации от организаций, надо своевременно вносить изме- нения в действующее законодательство. В част- ности, требует решения вопрос оптимизации распределения ответственности и полномочий организаций, участвующих в информационном обмене. На сегодняшний день САЦ в основном обеспечивает взаимодействие в рамках добро- вольных и сложных в сопровождении соглаше- ний и регламентов, заключение и исполнение которых не является обязательным для всех организаций ТЭК. Проводимые в рамках реали- зации Федерального закона от 03.12.2011 г. № 382-ФЗ "О государственной информацион- ной системе топливно-энергетического ком- www.secuteck.ru июнь – июль 2020 СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Рис. 2. "Личный кабинет руководителя Минэнерго". Модуль "Рабочая область". Карта происшествий

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw