Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 24 плекса" работы являются существенным шагом вперед, позволят расширить и упорядочить сло- жившуюся на сегодня систему взаимодействий. 4. Проработка вопросов использования в рабо- те САЦ результатов моделирования и построе- ния прогнозов других организаций (например, Росгидромета, организаций МЧС России). 5. Разработка отраслевых моделей ТЭК, направленных на оперативное, среднесрочное и стратегическое прогнозирование состояния и функционирования объектов. Проекты для реализации новых подходов На данный момент основное внимание САЦ направлено на реализацию следующих про- ектов: 1. "Личный кабинет руководителя Минэнерго России". Стартовал в апреле 2019 г., в ноябре переведен в промышленную эксплуатацию. Этот проект настолько заинтересовал крупные компа- нии, что по их просьбам был разработан интер- фейс для доступа к информации. Наибольший интерес вызывает ситуационная справка (рис. 2) о прошедших за сутки нештатных и аварийных ситуациях (масштабы, время ликвидации), спра- вочная информация по топливообеспечению, ценах на топливо на розничном рынке, аварий- ности и статистические данные для отслежива- ния динамики показателей надежности работы объектов ТЭК. В 2020 г. планируется продолжить работы по развитию этого инструмента. 2. "Прогнозирование изменения технико-эконо- мических характеристик распределительного электросетевого (технологического) комплек- са". Благодаря такой модели будет возможно на перспективу 5–10 лет вперед оценить измене- ние технического состояния оборудования в тех или иных условиях эксплуатации и подготовить варианты сценарных (включая экономические) условий, обеспечивающих требуемую динами- ку улучшения состояния оборудования. 3. "Прогнозирование последствий воздействия природных явлений и времени выполнения аварийно-восстановительных работ в ТЭК". Ведется актуализация регламента информа- ционного обмена с Росгидрометом для получе- ния детальной информации по нужным объ- ектам и территориям с необходимым простран- ственным разрешением, а также изменение подходов к визуализации и оперативному пре- доставлению вариантов решений. Классифицирование ситуаций При информационном взаимодействии с различ- ными системами и организациями в части опи- сания нештатных или аварийных ситуаций перед нами регулярно возникали следующие вопросы: l что подразумевает понятие "ситуация"; l по каким критериям классифицировать нештатную ситуацию; l как определить уровни количественного измерения этих критериев; l каким образом подойти к фиксации в инфор- мационной системе времени начала или лик- видации той или иной нештатной ситуации, при том что информация об изменении ситуации поступает, как правило, из несколь- ких источников и с задержкой времени. Мы проанализировали опыт МВД, МЧС, различ- ные методические указания и сформулировали приемлемое для ситуационного управления в ТЭК понимание ситуации, определив ее как комплекс параметров, которые описывают обстановку по территориям или объектам. При определенном сочетании комплексов параметров с их измеряе- мыми значениями появляется комплексная харак- теристика конкретной ситуации. При изменении с течением времени одного или нескольких пара- метров изменяется сама ситуация, которую также можно назвать оперативной обстановкой. В дан- ный момент мы стандартизируем при взаимодей- ствии с крупными компаниями работу в отноше- нии того, какие события необходимо фиксиро- вать при возникновении нештатной ситуации, какие держать на контроле, как формировать отчетность, оценивать тяжесть ситуации и ранжи- ровать складывающуюся обстановку по степени значимости, которая определяет режим инфор- мирования руководства Минэнерго России и порядок работы систем ситуационного управ- ления в ТЭК. Сегодня, например, при наиболее важных событиях выполняется прямой звонок оперативного дежурного министру с устным докладом и рассылкой по СМС. Данные о менее важных событиях сохраняются в базе данных САЦ по авариям и ЧС, из которых в дальнейшем можно формировать аналитики и справки. Модель ситуационного управления в ТЭК У федеральных органов исполнительной власти полномочия на выдачу прямых распоряжений и команд для исполнения организациями ТЭК в обычных условиях работы ограничены дей- ствующими нормативно-правовыми актами. В условиях чрезвычайной ситуации на объектах ТЭК такие полномочия появляются – через работу комиссии по чрезвычайным ситуациям и прави- тельственной комиссии по обеспечению безопас- ности электроснабжения. Учет особенностей повсе- июнь – июль 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Рис. 3. Взаимосвязь критических инфраструктур ТЭК

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw