Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 Для снижения угроз жизни и здоровью пасса- жиров на входе станций метрополитена и оста- новочных пунктов Московского центрального кольца организован досмотр пассажиров и их багажа. В 2019 г. было досмотрено более 170 млн пассажиров и 81 млн единиц багажа, выявлено около 360 тыс. опасных предметов. В 2019 г. ГУП "Московский метрополитен" при- ступил к оснащению и опытной эксплуатации системы распознавания лиц с использованием биометрических данных. С помощью камер, размещенных на турникетах, планируется орга- низовать бесконтактную оплату проезда при проходе пассажиров на станции Московского метрополитена. Кроме того, в ходе экспериментальной эксплуа- тации данной системы сотрудниками полиции были задержаны десятки граждан, находящих- ся в розыске. Результаты эксплуатации положительные, поэтому правоохранительные органы будут использовать видеокамеры для обеспечения безопасности и правопорядка на Московском метрополитене. Защита объектов "Мосгортранса" Подведомственным Департаменту транспорта ГУП "Мосгортранс" по состоянию на 11 февраля 2020 г. эксплуатируются: l 5 категорированных объектов транспортной инфраструктуры; l 12 эксплуатационных филиалов; l 13 вспомогательных филиалов; l 110 охраняемых объектов. Мероприятия по досмотру на автостанциях в 2019 г. позволили выявить 24 единицы оружия и 260 попыток провоза боеприпасов без нали- чия соответствующего разрешения. Возбуждено одно уголовное дело за провоз наркотических веществ (250 г героина). 10 января 2020 г. на территории международ- ного автовокзала "Северные ворота" во время досмотра работниками подразделения транс- портной безопасности ГУП "Мосгортранс" выявлен багаж со следами взрывчатых и нарко- тических веществ. По данному факту в настоя- щее время проводятся оперативно-следствен- ные мероприятия. Предпринимаемые меры позволили обеспечить достаточную защищенность объектов транс- портной инфраструктуры и не допустить совер- шения актов незаконного вмешательства. Проблема разных требований к однотипным объектамМЦД В состав Московского центрального кольца вхо- дит 31 станция, из них к зоне ответственности ГУП "Московский метрополитен" относятся 17 станций, ОАО "РЖД" – 14 станций. В обес- печении транспортной безопасности задей- ствованы порядка 800 сотрудников от обеих организаций. В год затраты на транспорт- ную безопасность составляют более 700 млн рублей. На стан- циях МЦК в соответ- ствии с требованиями по ОТБ для железнодо- рожного транспорта осуществляется сплошной досмотр. Досматри- ваются около 100 тыс. пассажиров и их багаж ежедневно. При подготовке к вводу в эксплуатацию москов- ских центральных диаметров (МЦД) в ноябре 2019 г. мы столкнулись с различающимися требо- ваниями по безопасности к однотипным объектам. Так, на некоторых остановочных пунктах, вхо- дящих в состав станций и вокзалов, обеспече- ние безопасности регламентируется Федераль- ным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а на остальных, находящихся на перегонах, – Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противо- действии терроризму". Из-за двух разных законов к однотипным объ- ектам применяются разные требования. Напри- мер, на остановочном пункте Красный Балтиец, где пассажиропоток составляет 5 тыс. человек в сутки, необходимо организовать 100%-ный досмотр, а на остановочном пункте (станция метро) "Текстильщики" с пассажиропотоком 21 тыс. человек в сутки, не относящемся к объ- ектам транспортной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, 100%-ный досмотр не требуется. Вместе с тем введение 100%-ного досмотра на всех остановочных пунктах МЦД, по данным ОАО "РЖД", окажет негативное влияние и приве- дет к снижению пропускной способности на 20%. Кроме того, остановочными пунктами, включенными в состав МЦД, будут также обслу- живаться электрички, следующие с остановочных пунктов, на которых досмотр не осуществляется. Учитывая важность данного вопроса, мэр Моск- вы Сергей Собянин обратился к президенту Рос- сийской Федерации Владимиру Путину с пред- ложением о приведении к единообразию обес- печения безопасности на объектах Центрально- го транспортного узла (исх. от 11.04.2019 г. № 4-14-404/9). Для этого предлагается оснастить все остано- вочные пункты качественным освещением и системой интеллектуального видеонаблюдения, а также системой удаленной связи с правоохра- нительными органами (тревожная кнопка), что позволит своевременно реагировать на проти- воправные действия и угрозы безопасности. Оптимизация законодательства Для приведения обеспечения безопасности на платформах к единообразию Правительство Рос- сийской Федерации поручило Минтрансу Рос- сии (протокол от 15.05.2019 г. №МА-П9-38пр) разработать и представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации. Для этого на площадке Минтранса России была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопас- ности для объектов транспортной инфраструк- туры железнодорожного транспорта, в состав которой вошли представители и Департамента транспорта Москвы. В ходе заседаний рабочей группы было достиг- нуто соглашение об отнесении остановочных пунктов МЦД к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований. Для этого было предложено внести изменения: l в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 г. № 686 "Об опре- делении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транс- портного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющих- ся объектами транспортной инфраструктуры"; l в приказ Министерства транспорта Россий- ской Федерации от 23.07.2014 г. № 196 "Об установлении перечня объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта". Кроме того, предложено разработать постанов- ление Правительства Российской Федерации об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспор- та, в том числе требований к антитеррористи- ческой защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объ- ектов транспортной инфраструктуры, не подле- жащих категорированию. n июнь – июль 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Результаты работы досмотровых зон Московского метрополитена www.pobedarf.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw