Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 40 Т СО системы видеонаблюдения – это общая, совокупная стоимость системы за весь жиз- ненный цикл с момента приобретения и ввода в эксплуатацию до момента вывода из эксплуа- тации и ее списания. Составляющие TCO СВН Первичная стоимость любой системы видеона- блюдения включает в себя стоимость оборудо- вания, программного обеспечения, аксессуаров и работ, связанных с созданием, инсталляцией и внедрением. Именно эту первичную стои- мость СВН бюджетируют, обсуждают, ожидают получить и утверждают в результате тендеров наши заказчики. Снижение первичной стоимо- сти СВН является целью и гордостью отделов закупок. Вторичная стоимость СВН – это стоимость тех- нического и сервисного обслуживания СВН за весь жизненный цикл, включая ремонт, замену и финансовые потери от простоя. Иными сло- вами, эксплуатационные затраты. При проведении тендеров на реализацию СВН наши заказчики требуют от интеграторов пре- доставить гарантию на оборудование и работы, тем самым перекладывая на их плечи риски, связанные с браком, некачественными работа- ми, некорректным функционированием или сбоем системы. Гарантия на оборудование, как правило, составляет от 1 до 3 лет (реже 5 лет) от вендора, гарантия на работы – 1–2 года от интегратора. Такой подход снижает эксплуатационные затра- ты заказчика, но не исключает их. Через 2–3 года после ввода новой системы в эксплуатацию заказчику придется вернуться к бюджетирова- нию вторичной стоимости СВН, провести тендер и заключить с интегратором договор на техни- ческое обслуживание, чтобы обеспечить беспе- ребойное функционирование своей системы. Расчет TCO СВН можно сравнить с приобрете- нием нового автомобиля в автосалоне. Первич- ная стоимость – это цена автомобиля в автоса- лоне, вторичная стоимость – цена гарантийного и постгарантийного обслуживания, топлива и комплектующих. Каждый автовладелец знает, что вторичная стоимость автомобиля очень важна, потому что определяет финансовый комфорт от эксплуатации авто для владельца. Каждый потенциальный покупатель автомоби- ля, помимо марки, внешнего вида и условий покупки в салоне, смотрит на расход топлива на км в различных циклах, возможность установки альтернативного оборудования, надежность ходовой и т.д. и считает косвенные затраты на обслуживание, ведь "настоящая" стоимость автомобиля для владельца "проявляется" после окончания гарантийного периода на 3–5-й годы эксплуатации. Многие автовладельцы могут позволить себе менять автомобиль каж- дые 2–4 года, избегая растущих вторичных затрат, что не могут себе позволить большин- ство заказчиков СВН. Жизненный цикл СВН Точные данные о жизненном цикле оборудова- ния для видеонаблюдения не представлены публично. В среднем для IP-камер он составляет около 10–15 лет. Жизненный цикл можно кос- венно рассчитать, если вендор в документации указывает параметр наработки на отказ MTBF (Mean Time Between Failures). Например, при MTBF в 100 тыс. часов ориентировочный жиз- ненный цикл IP-камеры составит порядка 11 лет непрерывной эксплуатации. Чем более качественные компоненты использу- ет вендор, тем больший срок гарантии он пре- доставляет на свое оборудование. Гарантия на программное обеспечение вендорами, как пра- вило, не предоставляется. Вместо этого вендоры предлагают заказчику платные или бесплатные обновления ПО с целью поддержания системы в актуальном состоянии. С появлением IP-камер развитие технологий и электронных компонент происходит так стреми- тельно, что каждые 2–4 года появляются новые решения, которые меняют рынок СВН, автома- тически "старя" существующее оборудование. Развитие технологий мотивирует заказчиков обновлять свои системы видеонаблюдения каждые 5–7 лет, поэтому есть практический смысл считать совокупную стоимость владения СВН на период 7–10 лет. Зачем считать ТСО СВН? Приведем еще один интересный пример расче- та ТСО. Каждый из нас оценивает ТСО при покупке жилой недвижимости. Первичная стоимость – это фактически стоимость покупки недвижимо- сти. Она зависит от месторасположения, инфраструктуры и т.д. Вторичная стоимость – это затраты на коммунальные платежи, переме- щения на работу и доступность различных общественных сервисов (садики, школы, мага- зины и др.). июнь – июль 2020 www.secuteck.ru Алена Швецова Независимый эксперт (#cctvMadonna) www.lumi4innovation.it Дешевле или дороже? Совокупная стоимость владения или ТСО систем видеонаблюдения Что такое ТСО и как это связано со стоимостью систем видеонаблюдения? Техниче- ские средства охраны? Да, есть такой важный русскоязычный термин в системах безопасности. В международной EN-терминологии TCO (англ. Total Cost of Ownership) – это совокупная стоимость владения. В международном бизнесе TCO является ключе- вым технико-экономическим параметром выбора, бюджетирования и приобретения систем видеонаблюдения и видеоаналитики Enterprise-уровня (300+ камер в одной системе). Оптимизацию стоимости системы видеонаблюдения (СВН) производят на основании результатов ТСО

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw