Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

С егодня сфера применения БПЛА расшири- лась: их задействуют полицейские и граж- данские службы, в том числе для поисково-спа- сательных работ, управления земельными ресурсами или топографических съемок. Поскольку ряд объектов ТЭК характеризуются своей линейностью, протяженностью, а некоторые – и пролеганием под водой, большинство компаний заинтересовано в использовании БПЛА. Основные задачи БПЛА на объектах ТЭК могут применяться для: l систематического наблюдения за состоянием линейных объектов; l своевременного обнаружения разливов нефти; l выявления нарушений в защите участков; l поиска и разведки месторождений; l экологического мониторинга атмосферных выбросов; l оперативного контроля за несанкционирован- ными действиями и пребыванием на охра- няемых объектах посторонних лиц, а также выявления незаконной деятельности, напри- мер кражи энергетических ресурсов. Ограничения в законодательстве Несмотря на эффективность БПЛА, их использо- вание в компаниях ТЭК либо осуществляется на условиях аренды, либо носит характер опытного внедрения. Это связано с ограничениями в зако- нодательстве, регулирующем правила организа- ции полетов в воздушном пространстве РФ. Так, Федеральными правилами использова- ния воздушного пространства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138) предусмотрено, что, как правило 1 , полеты БПЛА должны осуществ- ляться каждый раз по согласованию с органами обслуживания воздушного движения в разре- шительном или уведомительном порядке в зависимости от категории (класса) воздушного пространства. Важно отметить, что правилами не предусмат- ривается однократное получение разрешения на многократный пролет БПЛА в течение дли- тельного времени по заданному маршруту. Автоматический регулярный полет БПЛА с фик- сированной периодичностью практически неосуществим, тогда как именно такие полеты вдоль линейных объектов дают наиболее ощу- тимый эффект от их использования. Применение БПЛА требует постоянного и заблаговременного прохождения процедуры согласования полетов с соответствующими уполномоченными органами. Другая сторона медали Многие компании ТЭК не первый год изучают БПЛА как одну из угроз безопасности. Анализ обстановки вблизи объектов ТЭК пока- зывает появление угроз совершения противо- правных действий, в том числе террористиче- ской направленности, в отношении таких объ- ектов, с применением БПЛА. Относительная доступность БПЛА и их техниче- ские характеристики позволяют осуществлять предварительную разведку легкоуязвимых узлов энергосистем, а затем наносить удары по ключе- вым элементам (распределительные устройства, коммутационное оборудование, изоляторы, трансформаторы, провода энергосетей) взры- вающимися элементами и кинетическим уда- ром, находясь на безопасном расстоянии. Неприступные объекты У некоторых компаний ТЭК есть и другой под- ход к защите от угроз, связанных с БПЛА. В отношении объектов генерации анализ воз- можности воздушных атак БПЛА показывает, что для гарантированного выведения из строя кри- тических элементов такого объекта и прекраще- ния его нормального функционирования требу- ется одновременное воздействие нескольких БПЛА. При этом подрыв заряда взрывчатого вещества необходимо осуществить как можно ближе к целям атаки (речь не идет о БПЛА воен- ного назначения с ракетными установками). На отдельных объектах ТЭК это выполнить затруднительно, поскольку: июнь – июль 2020 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 48 Антон Семейкин Директор Департамента экономической безопасности в ТЭК Минэнерго России В озможности применения БПЛА террористическими организациями подтверждают события, произошедшие 14 сентября 2019 г. на объектах нефтяной компании Saudi Агаmсо. В террористическом акте на данных объектах было задействовано 18 БПЛА БПЛА на объектах ТЭК: взгляд с двух сторон Одной из важнейших задач любой компании ТЭК является минимизация экономиче- ских и экологических рисков, связанных с эксплуатацией объектов. Для контроля таких рисков нужно проводить постоянный мониторинг, который не так просто обес- печить. Несколько десятков лет он осуществлялся с помощью пеших обходов или пилотируемой авиации. На смену таким подходам пришли беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые раньше использовались только для военных целей www.biz- journal.jp 1 Такие ограничения не применяются в случае выполнения визуальных полетов БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности: а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране"; б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw