Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

С О Б Ы Т И Я 6 – Александр Петрович, от чего нужно защи- щать жителей современных мегаполисов? Какие угрозы, на ваш взгляд, наиболее значимы? – Все угрозы жизни и здоровью людей, их мате- риальным и культурным ценностям можно условно разделить на три основных класса. Первый из них – угрозы возникновения чрез- вычайных ситуаций (ЧС) природного, техноген- ного и биолого-социального характера (стихий- ные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии), различные пожары, а также угрозы жизни и здоровью людей на водных объектах. Ко второму классу относятся угрозы социально- го характера – преступные и иные противоправ- ные посягательства (преступления против лич- ности, террористические действия, социальные и межнациональные конфликты, нарушения общественного порядка и т.п.), находящиеся в сфере внимания правоохранительных органов. И наконец, в третий класс входят угрозы среды обитания – негативные факторы объектов тех- носферы и окружающей природной среды, наносящие вред здоровью настоящего и буду- щего поколений (экологические, санитарно- эпидемиологические и др.). Все эти угрозы значимы, а значит система обес- печения безопасности жизнедеятельности должна ими всеми заниматься, в первую оче- редь предупреждением, а при необходимости – смягчением и ликвидацией негативных послед- ствий реализации таких угроз. Как подчеркнуто в Концепции построения и развития аппаратно-программного комплек- са "Безопасный город", утвержденной распоря- жением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, ее базовым принципом является "…учет полного спектра возможных угроз в сферах обеспечения обще- ственной безопасности и безопасности среды обитания…". – Какие задачи стоят перед МЧС России в сфере построения и развития АПК "Безопас- ный город"? – В упомянутой Концепции построения и разви- тия АПК "Безопасный город" определено, что целью внедрения этого комплекса является дальнейшее повышение общего уровня обще- ственной безопасности, правопорядка и без- опасности среды обитания на основе разработ- ки единых стандартов функциональных и тех- нических требований и создания на их основе комплексной информационной системы, обес- печивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий кризисных ситуаций и происшествий на терри- тории муниципального образования. За последние два десятилетия в Российской Федерации было создано и развивалось значи- тельное количество слабо интегрированных автоматизированных систем в различных сфе- рах обеспечения безопасности жизнедеятель- ности. Разнородность и независимость этих систем затрудняют межведомственное и межуровневое взаимодействие, снижают эффективность их совместного согласованного использования в процессах управления мероприятиями по смяг- чению возможных последствий и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций (процес- сов антикризисного управления). Как след- ствие, сложившаяся "лоскутная" информатиза- ция препятствует дальнейшему снижению воз- можных негативных социально-экономических и политических последствий кризисных и чрез- вычайных ситуаций, ожидаемому от нее орга- нами государственной власти и органами мест- ного самоуправления. Таким образом, МЧС России как координатор проекта "Безопасный город" на основе макси- мального использования существующей инфор- мационно-коммуникационной инфраструктуры должно обеспечить межсистемное, межведом- ственное и межуровневое взаимодействие, интеграцию соответствующих федеральных, региональных, муниципальных и объектовых систем в едином информационном простран- стве. Говоря современным языком, речь идет о циф- ровой трансформации существующих систем антикризисного управления, формировании муниципальных цифровых экосистем безопас- ности жизнедеятельности, обеспечивающих необходимую устойчивость дальнейшему соци- ально-экономическому развитию этих муници- пальных образований. – С какими гражданскими и силовыми структурами сотрудничает МЧС России по проекту АПК "Безопасный город"? – Концепцией определены все участники этого проекта, которыми являются не только органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, но и заинте- ресованные федеральные органы исполнитель- ной власти. В целях координации решаемых задач инфор- матизации антикризисного управления на муни- ципальном уровне постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 20.01.2014 г. № 39 была создана межведомственная комис- сия по вопросам, связанным с внедрением и раз- витием АПК "Безопасный город". Более того, для обеспечения методической дея- тельности МВК создан Совет главных конструк- торов (СГК), положение о котором и состав утверждены заместителем председателя Прави- тельства РФ Дмитрием Рогозиным в 2016 г. Я, представляя МЧС России как главного коор- динатора, являюсь председателем СГК. В соста- ве совета – представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МВД, ФСБ, Минтранса, Ростехнадзора и др.), Российской академии наук, ведущих ведом- ственных научных учреждений. Методическая поддержка регионов силами СГК при реализации проектов, экспертиза их плано- вой и проектной документации как раз позво- ляет учитывать необходимость реализации тре- буемых направлений заинтересованными федеральными органами исполнительной вла- сти, различные виды рисков и угроз. – Программа развития АПК "Безопасный город" предусмотрена до 2020 г. Насколько успешно она реализуется? Какие факторы тормозят ее развитие? – В целом отдельные комплексы и подсистемы АПК "Безопасный город" созданы во всех субъ- ектах Российской Федерации (системы видео- наблюдения, экстренной связи "гражданин – полиция", мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов, мониторин- га пожарной безопасности объектов, раннего обнаружения лесных пожаров, контроля радиа- ционной и химической обстановки, информи- рования и оповещения населения, фотовидео- фиксации нарушений ПДД, мониторинга и позиционирования автомобилей оператив- ных служб и общественного транспорта, мони- торинга гидрометеорологической и экологиче- ской обстановки и другие). При этом около 30 регионов приступили к практическому внедрению АПК "Безопасный город". В некоторых субъектах Российской Федерации уже созданы и функционируют в режиме посто- август – сентябрь 2019 www.secuteck.ru Александр Чуприян Первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Число безопасных городов будет расти по экспоненте" В Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) "Без- опасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федера- ции от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, за МЧС России закреплена ключевая роль главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК. Как реализуется эта програм- ма, рассказывает первый заместитель министра МЧС России Александр Чуприян

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw