Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

С О Б Ы Т И Я 7 янной либо опытной эксплуатации опытные участки АПК "Безопасный город", например в республиках Алтай, Бурятия, Коми, в Архан- гельской, Вологодской, Курской, Свердловской, Тюменской областях, Санкт-Петербурге. Не секрет, что АПК "Безопасный город", являясь весьма масштабным интеграционным про- ектом, требует соответствующего финансового обеспечения. Отсюда, разумеется, среди фак- торов, которые ограничивают динамику его реализации, – дефицит финансовых средств. При этом во многом решение финансового вопроса является следствием понимания и приоритетности данных мероприятий на уровне регионов. Кто-то, понимая все риски и возможные последствия, готов вкладывать средства в предупреждение негативных собы- тий, а где-то, извините, осознание важности этого направления приходит только вкупе с бедой, когда уже нужно не предупреждать, а ликвидировать негативные события, ЧС, тратя при этом в разы большие объемы на восстанов- ление инфраструктуры, жилья, транспортного сообщения, выплаты пострадавшим и т.д. – Есть ли статистика, сколько населенных пунктов в России работают над созданием АПК "Безопасный город"? Какие регионы наиболее активны? – Надо сказать, что работа по созданию АПК "Безопасный город" ведется практически во всех субъектах Российской Федерации. Где-то только разрабатываются технические задания или идет проектирование, где-то внедряются отдельные элементы АПК, где-то они уже объ- единяются на единой цифровой платформе – в комплексе средств автоматизации "Единый центр оперативного реагирования" (КСА ЕЦОР), на базе которого выстраивается система управления рисками территории и взаимодей- ствия различных служб и организаций по вопросам обеспечения безопасности жизне- деятельности. Но если говорить о конкретных промышленных внедрениях КСА ЕЦОР как управляющего ядра всей системы безопасности на территории муниципального образования, следует отметить, что само по себе количество муниципальных образований, в которых внед- рены системы АПК "Безопасный город", не столь значимый показатель из-за разной кон- центрации населения. Например, в Архангель- ской, Вологодской областях и Горном Алтае система КСА ЕЦОР установлена в совокупности в восьми городах и районах, при этом охват населения сервисами "Безопасного города" составляет более 50%. Ожидаем, что в течение этого года будет завер- шено проектирование систем АПК "Безопасный город" по целому ряду регионов. Уже в 2020 г. за счет тиражирования решений в пилотных городах и выхода новых проектных решений число безопасных городов вырастет на порядок – до 230–250. В дальнейшем ожидаем рост их числа по экспоненте. – Какие города наиболее успешно справи- лись с задачей построения АПК "Безопас- ный город"? Что этому способствовало? – Наиболее успешно с задачей построения АПК "Безопасный город" справляются города, кото- рым обеспечена соответствующая финансовая и организационно-техническая поддержка со стороны органов исполнительной власти субъ- екта РФ. Задача внедрения АПК "Безопасный город" состоит не только в разработке и настройке программного обеспечения, технических средств, каналов связи – в общем, технической составляющей. Это во многом люди и органи- зационное обеспечение. Среди "отличников", которые смогли организовать и внедрение, и эффективную работу с системой, можно выде- лить Архангельскую область, Горный Алтай, Иркутскую область, Ханты-Мансийский авто- номный округ – Югру, Сахалинскую область. Все эти регионы, помимо того, что внедрили ключевые компоненты АПК "Безопасный город", ведут планомерную работу по развитию, тира- жированию внедренных решений на террито- рии всех своих муниципальных образований. Они же формулируют новые задачи, создают стимул к функциональному росту систем управ- ления. В других субъектах Российской Федерации про- ведены конкурсные процедуры и заключены государственные контракты (договоры, согла- шения) на реализацию АПК "Безопасный город" (республики Дагестан и Ингушетия, Калинин- градская, Мурманская, Нижегородская, Ростов- ская области, Чукотский автономный округ и др.). Это тоже предпосылки к скорому успеху проекта на данных территориях. – Какие функции АПК "Безопасный город" являются наиболее важными для безопас- ности жителей? – Конечно же, это функции предупреждения кризисных и чрезвычайных ситуаций. Не зря говорят, что пожар можно потушить даже ста- каном воды, если это сделать вовремя. Известно, что среди наиболее часто случающих- ся кризисных происшествий – взрывы газа в жилых домах, пожары в местах с массовых пре- быванием людей, отключение тепла зимой, водоснабжения целых районов. Некоторые ситуации нужно рассматривать не только как коммунальные или техногенные ава- рии, но и как возможные случаи незаконного вмешательства в функционирование сетей, например, энергоснабжения. Все мы помним ситуацию на полуострове Крым в 2015 г. Конечно, важным направлением всегда явля- лось и является обеспечение безопасности граждан в правоохранительном сегменте. Эффективная реализация этих функций требует дальнейшего развития методов и средств мони- торинга и прогнозирования кризисных и чрез- вычайных ситуаций, предупреждения противо- правных действий, использования самых современных "сквозных" информационных тех- нологий, таких как Интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и др. – Что, по вашему мнению, может повысить безопасность современных городов? – Технологии и оборудование – это инструмен- ты в руках людей. Для эффективной работы программы "Безопасный город" необходимы единое информационное пространство, откры- тость и прозрачность. Это прежде всего органи- зационные меры и стандартизация. В первом случае требуется корректировка законодатель- ства и нормативных актов, во втором – разра- ботка ГОСТов и "единых правил игры", то есть нормативно-справочной базы по всем угрозам, происшествиям, категориям объектов, согласо- ванной на межведомственном уровне. МЧС Рос- сии как главный координатор проекта уже ведет такую работу. Нашим профильным ВНИИ ГОЧС сейчас выполняется поисковая научно-исследо- вательская работа по этому направлению. На следующую "трехлетку" спланирован объ- емный комплекс НИОКР. Простыми словами, мы хотим научить "говорить на одном языке" всех участников процессов взаимодействия, связан- ных с защитой населения, территорий, обес- печением общественного порядка. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2019 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Вопросы внедрения и развития АПК "Безопасный город" ежегодно рассматриваются на форуме "Технологии безопасности". На фото – конференция "Цифровая трансформация. От безопасного города к безопасному региону", февраль 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw