Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

Автоматика исключает человеческий фактор Согласно статистическим данным, в период действия нынешней нормы ч.7 ст. 83 закона 123-ФЗ значительное количество сигналов о пожаре приходили в пожарные части в усло- виях, когда персонал объекта по каким-то при- чинам не знал о случившемся, отлучался с места дежурства или отсутствовал на объекте (чело- веческий фактор). На удаленных объектах, в сельской местности, в ночное время, выход- ные и праздничные дни на некоторых объектах дежурного персонала нет, но извещения с них при срабатывании пожарной сигнализации приходили в пожарные части. В подразделениях пожарной охраны установле- ны пультовые станции программно-аппаратного комплекса (ПАК), работающие в специальной, защищенной сети. По этой специальной сети извещения о пожаре поступают на пультовую станцию ПАК с объектовых станций объектов защиты в автоматическом режиме без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Обязанности дежурных диспетчеров Основными задачами обслуживающей органи- зации являются контроль за работоспособ- ностью ОПС и обеспечение надежной связи пультовой станции пожарной части с объекто- вой станцией объектов защиты. Выполнение функции дублирования сигналов на пульт под- разделений пожарной охраны для этих органи- заций отсутствует. Закладывать данную задачу для мониторинговых организаций невозможно. Дежурный диспетчерской службы мониторин- говой организации отвечает за прием и обра- ботку сигналов технического состояния РСПИ, ОПС: какой уровень связи (3 или 4), сколько ложных сработок выдает ОПС этого объекта в месяц, как проводится техническое обслужи- вание систем противопожарной защиты, состояние основного и резервного питания и т.д. Кроме того, он отвечает за своевременную отправку специалистов на объект защиты для устранения неисправностей. Дежурный диспетчерской службы ПСЧ отвечает за прием сигналов тревоги и своевременную отправку пожарных боевых расчетов. Контроль за техническим состоянием оборудования РСПИ, ОПС не входит в обязанности этого персонала. Понимая эту разницу в должностных обязанно- стях, становится ясно, что вносить изменения в закон технически неграмотно. Для более простого толкования вышеперечис- ленных обоснований приведем следующий пример. При получении извещения "пожар" в ДДС ПСЧ уточняется информация о месте пожара, горящем материале, способах подъ- езда, угрозе жизни людей, принимается реше- ние о необходимом количестве пожарных рас- четов, привлечении специальной техники и оборудования, осуществляется контроль за выездом пожарных расчетов и т.д. Огромное значение в этом процессе играет фактор вре- мени. И если представить, что именно в этот напряженный период сотрудник "транслирую- щей" организации будет надоедать бестолко- выми телефонными звонками и отвлекающи- ми вопросами, выезд пожарных расчетов заметно задержится. К чему приведет появление посредников? Последствия, к которым приведет проект изме- нений в № 123-ФЗ, очевидны: 1. Задержка прохождения сигнала о пожаре. Налаженная система оповещения о пожаре в автоматическом режиме, без посредничества сторонней организации, играет важнейшую роль для своевременного прибытия пожарной команды. Прием извещения о пожаре подраз- делениями пожарной охраны является основ- ной из функций диспетчерских служб, а сигнал о пожаре должен приходить в автоматическом режиме и только в подразделение пожарной охраны. Внесение изменений в ч. 7 ст. 83 предполагает (допускает, не противоречит) возможность приема извещения о пожаре от транслирующей организации, с последующим его дублировани- ем в ПСЧ. Такое чтение статьи в предлагаемом МЧС варианте официально закладывает задержку прохождения сигнала и наличие в этом про- цессе человеческого фактора, а значит нару- шение всего комплекса нормативных доку- ментов и созданной в МЧС России системы передачи извещений о пожаре. Это движение назад. Задержка прохождения сигнала о пожаре рав- ноценна позднему прибытию пожарных расче- тов, а значит гибели людей. 2. Уничтожение действующей системы автоматического вызова пожарных. С 2014 г. федеральные, региональные и муни- ципальные органы власти выделяли значитель- ные бюджетные средства для реализации требо- ваний ст. 83 123-ФЗ. В совокупности с накоплен- ным опытом работы организаций, выполняющих эти задачи, удалось значительно сократить коли- чество пожаров и человеческие жертвы. Предла- гаемые изменения неминуемо приведут к разру- шению выстроенной и налаженной системы. Вводимая поправка повлечет необязательность обслуживания уже оборудованных социальных объектов, система придет в негодность, а затра- ченные на оснащение средства федерального и местных бюджетов окажутся выброшенными на ветер. Отсутствие конкретики в законе повлечет огромные материальные потери и гибель людей. МЧС предлагает допустить к передаче извещения о пожаре транслирующую организа- цию, а это значит, что в этой организации будет установлено пультовое оборудование, сигнал с объекта защиты будет поступать дежурному транслирующей организации, а дежурный будет дублировать этот сигнал в ПСЧ. Как он его будет дублировать? По телефону, Интернету, факсу или по специальной сети? А где эта сеть? Ее нет. Какова ответственность этого дежурного? Никакой. Вероятность непринятия этого изве- щения или принятие его за ложное в данном случае велика, рискованна и преступна. 3. Огромные расходы бюджета на оплату услуг посредников. Введение предлагаемого изменения не улучшит защиту населения и территорий, а значительно ее ухудшит и принесет государственному бюд- жету многомиллиардные убытки, поскольку предполагает ежемесячное бесконтрольное выделение бюджетных средств на "услуги" транслирующих организаций по приему/пере- даче тревожных сообщений (а это около 200 тыс. социальных объектов). Простая арифметика на основе статистических данных от пилотных проектов по привлечению посредников для передачи сигналов, реализо- ванных в ряде субъектов, показывает, что поте- ри государственного бюджета могут составить около 1 млрд рублей ежемесячно. При этом главным аспектом является то, что изменения в ст. 83 123-ФЗ – это разрешение выполнять государственные функции в области безопасности (экстренное реагиро- вание на сообщение о пожаре) коммерче- ским организациям на платной основе. Пожарная безопасность – состояние защи- щенности личности, имущества, общества и государства от пожаров – представляет собой разновидность государственной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Ком- мерческой деятельности там, где есть испол- нение государственной функции, быть не может. Следовательно, внесенный законо- проект будет означать отказ государства от обеспечения безопасности граждан на тер- ритории Российской Федерации. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2019 БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 97 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Предлагаемая МЧС схема передачи сигнала при пожаре с участием посредников

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw