Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 12 Николай Махутов Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н. Владимир Балановский Директор Центра управления качеством безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук Нина Николаева Помощник члена Совета Федерации Леонид Балановский Руководитель направления ООО "Национальный аттестационный центр" ЗАО "Информзащита", член-корреспондент АПК В настоящее время общество регулярно пере- живает потрясения от чрезвычайных ситуаций в результате воздействия природных, техногенных факторов и актов незаконного вмешательства (АНВ) из-за отсутствия эффективных инструмен- тов их предотвращения. Переход России к рыноч- ной экономике привел к опасному уровню каче- ства эксплуатации объектов. Ситуация усугубляет- ся реальными угрозами терроризма. Для сниже- ния риска в результате бедствий ООН выработала стратегию – Сендайскую рамочную программу (СРП) на 2015–2030 гг. и Глобальную кампанию по повышению устойчивости городов к бедствиям "Мой город готовится!". В РФ реализация СРП проводится на основе национальных обязательств и постановления Совета Федерации РФ № 70 от 26 февраля 2016 г., включающего: 1. Понимание риска бедствий (анализ, оценка, управление риском бедствий, смягчение их последствий). 2. Совершенствование организационно-право- вого управления риском бедствий. 3. Инвестиции в снижение риска бедствий и укрепление потенциала противодействия (как отмечал академик РАН К.В. Фролов, затраты на диагностирование и прогнозирование чрезвы- чайных ситуаций в десятки раз ниже, чем затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф). 4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" при восстановлении и реконструкции (совершенствование строительных норм и пра- вил для повышения устойчивости инфраструк- туры к бедствиям). Определение и мониторинг угроз Основополагающее значение в вопросах обес- печения безопасности имеет определение и мониторинг угроз. Согласно закону "О без- опасности" угроза – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и госу- дарства. Угрозы бывают природного, техноген- ного и социогенного характера. Это вмешатель- ство в работу объекта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование, намерение совер- шить АНВ, нарушение правил эксплуатации, несовершенство правил и законодательной базы. По степени вероятности совершения угро- зы разделены на: l потенциальные угрозы – совокупность веро- ятных условий и факторов, создающих опас- ность совершения АНВ; l непосредственные угрозы – совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ; l прямые угрозы – совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ. Акт незаконного вмешательства – противоправ- ное действие (бездействие), в том числе терро- ристический акт, угрожающее безопасной дея- тельности объекта, повлекшее за собой причи- нение вреда жизни и здоровью людей, матери- альный ущерб либо создавшее угрозу наступ- ления таких последствий. АНВ реализуется внешними или внутренними нарушителями. Внутренние нарушители – это нелояльные сотрудники ("спящий" резерв тер- роризма), составляющие 6% от общего числа сотрудников и являющиеся непосредственными реализаторами АНВ, пособниками активными или способствующими его проведению своим бездействием. Гибридная война начинается со столицы Столица рассматривается как главная цель для проведения информационных, кибернетических операций, действий специальных служб. Ком- плекс таких действий характеризуется специали- стами как гибридная война. Мягкая форма гиб- ридных войн – "цветные" революции, их цель – перемена политического режима. Стандартом действий стала концепция начальника штаба ВВС США Кертиса Лемея: "Всю территорию против- ника необходимо "вбомбить в каменный век". Гибридная война ведется не от границ государст- ва, а в столице на высокорисковых стратегически и критически важных объектах. Поэтому необхо- димо понимание методов и способов ее веде- ния, анализ социальных и экономических явле- ний с позиции безопасности. В терминах обес- печения безопасности гибридная война – это совокупность АНВ, в том числе терактов, прово- димых внешними и внутренними нарушителями, реализующими различные виды угроз, сценари- ев, технологий, инженерно-технических средств. Эта целевая атака – процесс несанкционирован- ной активности в инфраструктуре города, уда- ленно управляемый через Интернет в реальном времени, она преодолевает системы безопасно- сти, вовлекая во взаимодействие обманом ключевых сотрудников объектов, криминальные элементы и простых жителей. Момент перехода к активным действиям оста- ется скрытым до последнего момента, что затрудняет своевременное предупреждение о начале войны. Хакеры и войска информа- ционных операций воздействуют на системы управления городской инфраструктурой, мас- кируясь под природные и техногенные факто- ры. Результат этого – катастрофы, в том числе и аварии на газопроводах, системах электроге- нерации, теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Ущерб от этого сопоставим с ущербом от применения оружия. август – сентябрь 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ГОРОДА Рис.1. Управление рисками и управление стойкостью Новые виды угроз и безопасность высокорисковых объектов Комиссией РАН по техногенной безопасности совместно с Академией военных наук проведен анализ воздействия природных, техногенных факторов и актов незаконного вмешательства на высокорисковые объекты, выявлены новые виды угроз, реализуе- мых в ходе гибридных войн. Определены пути повышения эффективности обеспече- ния безопасности объектов, направления деятельности по устранению противоречий и пробелов в нормативной базе

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw