Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 13 Факторы, способствующие реализации угроз АНВ используют комбинации угроз для выявления уязвимостей, "обогащенные" кри- минальным беспорядком. Обстановка деста- билизируется на объектах транспортной инфраструктуры, где создается атмосфера хаоса. Главная роль отводится внутренним нарушителям, а успешному проведению спо- собствует человеческий фактор, низкий уро- вень культуры безопасности, неподготовлен- ность специалистов. При этом специалисты, ответственные за обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, про- ходят систематическое повышение квалифика- ции. В то же время проектировщики, сотруд- ники служб ЖКХ не имеют даже начальных знаний. Принципы эффективной безопасности Безопасность предполагает предвидение и парирование воздействия комбинированных природных, техногенных факторов и АНВ, при этом одни факторы могут проявляться через другие, группироваться для создания "эффекта домино" и воздействия с нескольких направле- ний. Основной принцип эффективной безопас- ности: защищенность и мобилизационная готовность объектов обеспечивается формиро- ванием безопасности с помощью межведом- ственного взаимодействия, на базе систем мониторинга рисков и управления стойкостью в условиях воздействия природных, техноген- ных факторов, АНВ, с учетом человеческого фактора и культуры безопасности. Существую- щие парадигмы обеспечения безопасности: l анализ рисков проводится; l меры смягчения последствий вырабатываются; l технические стандарты на надежность техни- ки и организации известны; l учения по эвакуации проводятся регулярно; l регламентные работы проводятся точно в срок. Однако парадигмы анализа и проектирования систем безопасности для воздействий, харак- терных для гибридной войны, имеют ограниче- ния в рамках действующих систем контроля и управления. В этих условиях основой обес- печения безопасности становится управление стойкостью (рис.1–2). Необходимо изменить систему обеспечения безопасности объектов и перейти от иерархи- ческой формы управления к сетевой, с ситуа- ционными центрами безопасности на уровне субъектов и объектов. При информационной дезорганизации системы управления выработка решений специалистами различных категорий превращает такие объекты в автономные ком- плексы. Безопасность массовых объектов должна закладываться при проектировании По аналогии с транспортной безопасностью субъекты ЖКХ и мест массового пребывания людей должны обеспечивать безопасность на находящихся в их ведении объектах. Необхо- димо защитить наиболее уязвимые и опасные с точки зрения совершения террористического акта системы и элементы объектов инженер- но-техническими средствами, обеспечиваю- щими временную задержку, позволяющую развернуть силы реагирования, а также внед- рить активные средства воздействия нелеталь- ного и, возможно, летального характера, высвободив при этом в значительной степени сложные технические средства охраны, а также и силы охраны. Целесообразно при проектировании новых объектов заложить в них инженерные реше- ния, включая средства летального и нелеталь- ного воздействия на нарушителя, которые бы гарантированно создали такие уровни вре- менной задержки террористов к наиболее уязвимым в террористическом отношении и важным узлам и системам, несанкциониро- ванное воздействие в отношении которых может привести к террористическому акту, хищению, аварии. Эти решения, безусловно, несколько увеличивают стоимость проекта и строительства, но существенно снизят после- дующие затраты на технические средства обнаружения и повысят антитеррористиче- скую защищенность объектов, кроме того, такие решения снизят риск проявления чело- веческого фактора. Повышению эффективности проектных реше- ний способствует проведение опережающих исследований и создание инновационно-техно- логических инкубаторов при вузах для разра- ботки проекта программы "Цифровизация без- опасности". Задачи обеспечения безопасности В настоящий момент в стране сформирована действенная нормативно-правовая и техноло- гическая основа, позволяющая системно и эффективно решать задачи обеспечения без- опасности (рис. 3). Однако в сфере обеспечения безопасности высокорисковых критически и стратегически важных объектов городской инфраструктуры существуют вопросы, требующие системати- зации, комплексного анализа и незамедли- тельного решения. Повышается роль межве- домственного и междисциплинарного анали- за угроз и мер обеспечения безопасности. Основным направлением деятельности в связи с прямой угрозой гибридной войны должна стать разработка предложений для ликвидации пробелов и нестыковки дей- ствующего законодательства, решения про- блем в области правоприменительной прак- тики. n Продолжение следует www.secuteck.ru август – сентябрь 2019 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ГОРОДА Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Управление стойкостью Рис. 3. Задачи обеспечения безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw