Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 Павел Колесников Руководитель ФКУ НПО "СТиС" Сергей Чернов Эксперт аккредитованной исполнительной лаборатории ФГУП НИИР П остановлением № 969 определены участ- ники обязательной сертификации техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности, а также назначены федеральные органы исполнительной власти, на которые воз- лагается проведение обязательной сертифика- ции (табл. 1). Распоряжением № НЗ-44-р от 29.03.2017 г. создана Межведомственная рабочая группа по вопросам сертификации ТСО ТБ. С чего начать подготовку к сертификации? Сложность формирования перечня техниче- ских средств обусловлена тем, что в норма- тивных документах имеются противоречия. Минтранс России проводит работу по гармо- низации, например, подготовлен и опублико- ван (05.04.2018г.) законопроект (ID проекта: 02/07/04-18/00079696): "О внесении изме- нений в Требования к функциональным свой- ствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обяза- тельной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969". Между тем не урегулированы вопросы, реше- ние которых требуют комплексного подхода всех заинтересованных сторон: производите- лей и поставщиков технических средств, про- ектных организаций и интеграторов и пред- ставителей Объекта транспортной инфра- структуры (ОТИ). Подготовку к сертификации по схеме №4 необходимо начинать с Плана Транспортной безопасности, который является основным документом и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) или транспортного средства от потенци- альных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства (АНВ). В основе Плана Транспортной безопасности сформированы требования по обеспечению транспортной безопасности, указанные в сле- дующих нормативных документах: 1) Федеральном законе ФЗ-16 "О транспортной безопасности". 2) Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транс- портных средств воздушного транспорта". 3) Приказе Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительно- го досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности". 4) Приказе Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфра- структуры и транспортных средств". 5) Приказе Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. № 34 "Об утверждении Порядка разра- ботки планов обеспечения транспортной без- опасности объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств" и др. август – сентябрь 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Алексей Юдин Независимый эксперт по транспортной безопасности Таблица 1. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за проведение обязательной сертификации Сертификация по схеме № 4: практический опыт Постановлением Правительства РФ № 969 от 30.09.2016 г. четко классифицированы системы и технические средства, подлежащие обязательной сертификации, а также установлены технические требования к ним. Участников рынка волнует, с чего начать подготовку к сертификации, оформлению заявки, какова стоимость сертификацион- ных испытаний по схеме № 4, каким образом проводятся сертификационные испы- тания на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ), и т.д. Рассмотрим практиче- скую сторону этих вопросов, на примере органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС", где проведены сертификационные испытания на четырех крупных ОТИ, по всем полу- чены положительные заключения от исполнительной лаборатории, в том числе по двум получены сертификаты соответствия № Наименование Федеральные органы исполнительной власти ФСБ России МВД России МЧС России Россвязь Минтранс России Системы и средства досмотра, интеллектуального видеонаблюдения Системы и средства сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи Технические средства оповещения Средства связи, приема и передачи информации Системы ССОИ (распоряжение № 147-р от 27.12.2013) 1. Орган по сертификации (ОС) ФГКУ "Войсковая часть 68240 "Заявки следует направлять в ФГУП "НТЦ "Орион" Приказ ФСБ № 150 от 20.03.2017г. ФКУ НПО "СТиС" ("Спецтехника и связь") Приказ № 297 от 19.05.17г. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) ФГУП ЦНИИС Приказ № 138 ФГБУ 28.06.2018г. ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Приказ № 222 от 27.07.2017г. 2. Форма сертификата Утверждена Утверждена Утверждена Утверждена Утверждена 3. Методики испытаний Разработаны, гриф ДСП Разработаны, гриф ДСП: СТО 046-2017 (ОС), СТО 047-2017 СКД), СТО 048- 2017 (аудиозапись), СТО 049-2017 (видеозапись) Разработаны, приказ № 2-4-71- 17-2829.03.2017 г. Разработаны, приказ ФАС№ 278 от 23.12.2016 Разработаны, гриф ДСП

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw