Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 44 Что касается комплектности документов, то в 2017 г. большая часть производителей и поставщиков не были готовы помогать в вос- становлении необходимого (требуемого) перечня технической и эксплуатационной доку- ментации. Однако со временем ситуация изме- нилась и нашлись доводы и аргументы для про- изводителей технических средств, недостающие документы были получены. Оформление заявки в орган по сертификации С момента, когда определен перечень ТС и име- ется полный пакет технической и эксплуата- ционной документации по всем техническим средствам ТБ, оформляется заявка в орган по сертификации. Листы номеруются и сшиваются, ставится печать заявителя. Заявка подписывается уполномочен- ным лицом на ОТИ в одном экземпляре и направляется в ОС. После ее проверки органом по сертификации заключаются договоры. Формирование стоимости сертификационных испытаний Стоимость сертификационных испытаний – сложный вопрос, который рассматривается индивидуально. По словам руководитель орга- на по сертификации "СТиС" Павла Олеговича Колесникова, стоимость сертификационных испытаний начинается от 400 тыс. рублей. В моей практике стоимость формировалась от объема (наполнения) системы, а также зависе- ла от наличия в системе уже сертифицирован- ных технических средств (например, камер, регистраторов и т.д.). Наличие сертифициро- ванных технических средств позволяет облег- чить сертификацию системы. Если до января 2019 г. стоимость работ органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС" была чуть более 16 тыс. рублей, то с 2019 г. стоимость работ увеличилась в три раза и теперь состав- ляет более 44 тыс. рублей. Проведение сертификационных испытаний Для организации работ по проведению серти- фикационных испытаний на ОТИ необходимы: l перечень ТС; l наличие полного комплекта документов; l заключенный договор с ОС (и АИЛ). В процессе подготовки к проведению испыта- ний совместно с АИЛ и ОС разрабатывается методика проведения испытаний. Так как на момент проведения сертификационных испы- таний (конец 2018 – начало 2019 г.) отсут- ствовала практика, то для того чтобы разрабо- тать методику проведения сертификационных испытаний для каждой из пяти систем (СКУД, СВН, ОС, аудио- и видеозапись), потребова- лось изучить, проанализировать и адаптиро- вать под ОТИ все нормативные и технические документы. Огромная работа проводилась представителями аккредитованной исполни- тельной лаборатории (С. Черновым, В. Тихоно- вым). Согласование методик с представителем органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС" МВД П.О. Колесниковым было обязательным усло- вием. В итоге после нескольких месяцев напряженной работы были разработаны и согласованы мето- дики по пяти системам. В процессе сертификационных испытаний сфор- мировали следующий перечень документов: l акт отбора образцов; l методика проведения испытаний; l протокол испытаний; l акт возврата образцов. Для подготовки акта отбора образцов реко- мендуется подготовить информацию, см. табл. № 3. Выводы Сертификация по ПП969 – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который затрагивает всех участников обеспечения ТБ на ОТИ: про- изводителей, поставщиков, интеграторов и экс- плуатирующие службы ОТИ. Основной сложностью для ОТИ ТБ является определение перечня технических средств, который в полной мере должен соответствовать требованиям действующего законодательства, подготовка и сбор комплекта технической и экс- плуатационной документации. Подготовка пол- ного комплекта документа занимает большую часть времени. В настоящее время сертификация технических средств транспортной безопасности в органе по сертификации ФКУ НПО "СТиС" МВД России по схеме № 4 выстроена по всем пяти систе- мам (СКУД, СВН, ОС, аудио- и видеозапись), процессы отлажены и понятны и, как след- ствие, представители ОТИ ТБ могут оценить сроки проведения сертификационных испыта- ний, стоимость и порядок организации и про- ведения испытаний на ОТИ ТБ. Сертифициро- ванные технические средства способствуют повышению надежности используемых на ОТИ технических систем и средств транспортной безопасности. n август – сентябрь 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ Таблица 3. Данные к акту отбора образцов №№ п/п Наименование оборудования Тип оборудования, его марка Количество, шт/ед Дата ввода в эксплуатацию, год Срок службы оборудования/ технического средства, лет Оставшийся срок службы, лет Серийный номер Фотография (скриншот) серийного номера из паспорта Фотография (скриншот) оборудования/ технического средства, установленного на ОТИ Пояснения для заполнения пунктов таблицы: 1. Наименование таблицы (системы). Указывается наименование системы в соответствии с заявкой, поданной в орган по сертификации, и договором с органом по сертификации. 2. №№ п/п. Оборудование/технические средства необходимо сгруппи- ровать по какому-либо признаку (например, по производителю). 3. Наименование оборудования. Указывается наименование оборудо- вания/технического средства в точном соответствии с документацией на оборудование (см. паспорт, формуляр и т.д.). 4. Тип оборудования, его марка. Указывается тип оборудования или его марка в точном соответствии с документацией на оборудование (см. паспорт, формуляр и т.д.). 5. Количество. Указывается только одна единица оборудования, то есть записывать каждую единицу оборудования отдельной строкой (напри- мер, для 180 одинаковых камер заполняется 180 строк). 6. Дата ввода в эксплуатацию. Указывается фактическая дата ввода в эксплуатацию, которая подтверждается актом ввода в эксплуатацию или иным документом (акт необходимо предъявить при проведении серти- фикационных испытаний). 7. Срок службы оборудования/технического средства. Указывается срок службы оборудования в точном соответствии с документацией на оборудование (см. паспорт, формуляр и т.д.) 8. Оставшийся срок службы. Указывается оставшийся срок службы обо- рудования/технического средства. Срок действия выдаваемого сертифи- ката будет равным наименьшему оставшемуся сроку службы (оборудо- вания/технического средства). 9. Серийный номер. Указывается серийный номер оборудования/тех- нического средства. Данный номер должен быть отмечен в паспорте на ТС и на оборудовании/техническом средстве. Если на оборудовании/тех- ническом средстве нет серийного/идентификационного номера, то иден- тификационный номер необходимо создать и присвоить оборудованию/техническому средству. 10. Фотография (скриншот) серийного номера из паспорта. В данной графе прикладывается фотография (скриншот), которая подтверждает наличие паспорта и правильность внесения в таблицу серийного номера оборудования/технического средства. 11. Фотография (скриншот) оборудования/технического средства. В данной графе прикладывается фотография (скриншот), которая под- тверждает наличие оборудования/технического средства на ОТИ. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw