Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 15 на рис. 1 показана выборка по интересующим нас 10 постановлениям и некоторым характер- ным параметрам этих документов. Как по нему видно, при общих функциональных признаках объектов в части их антитеррористи- ческой защиты значения параметров суще- ственно различаются, например: l количество категорий варьируется от двух до четырех; l значения прогнозных показателей количества пострадавших и размера материального ущерба по категориям различаются кратно, иногда более чем на порядок; l отдельные требования устанавливают для организаций новый документ – "План дей- ствий при установлении уровня террористи- ческой опасности". назначение, структура и содержание таких планов разработчиками требований (федеральными министерства- ми) не установлены; l количество экземпляров паспорта безопасности объекта устанавливается от одного до шести, количество приложений к паспорту безопасно- сти варьируется также от одного до шести; l согласование паспортов безопасности объ- ектов территориальными органами МЧС Рос- сии предусмотрено только в половине требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей. Рост количества паспортов безопасности Прогноз динамики разработки и актуализации паспортов безопасности объектов по городу Москве свидетельствует о существенном воз- растании их количества в ближайшие несколь- ко лет, что связано с цикличностью актуализа- ции паспортов безопасности, а также с утвер- ждением в 2019 г. ряда новых требований к антитеррористической защищенности объектов. Если в 2020 г. будут изданы постановления пра- вительства об утверждении требований к аТЗ объ- ектов предпринимательской деятельности и мно- гоквартирных домов, то уже начиная с 2021 г. процесс разработки новых паспортов безопасно- сти в столице примет лавинообразный характер. Неточности в понятиях и формулировках действующие Правила разработки требований к антитеррористической защищенности устанавли- вают порядок их разработки прежде всего для объ- ектов, являющихся критически важными, стратеги- ческими, режимными и опасными производствен- ными. Поэтому упоминаемые в Правилах такие понятия, как, например, "потенциально опасный объект", "критический элемент объекта" в приве- денной Правилами формулировке вряд ли могут относиться к объектам с массовым пребыванием людей. Отсутствует также определение понятия "паспорт безопасности объекта (территории)". Мы полагаем, что следует установить в Прави- лах ключевые понятия и их точные определе- ния, которые нужно применять при разработке требований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий). Сейчас федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов требований нередко предлагают свои варианты. из табл. 1 видно, что в проекте документа (опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов) появляется понятие "потенциально опасный участок объекта" с уникальным определением, которое по мере прохождения документом про- цедур согласования претерпевает серьезную трансформацию, изменяющую его смысл. Там же применяется понятие "критический эле- мент объекта", определение которого, в отли- www.secuteck.ru август – сентябрь 2020 СПЕЦПРОЕКТ МЕСТа С МаССОвыМ ПРЕбываниЕМ людЕй Рис. 2. Динамика разработки и актуализации паспортов безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в городе Москве З а шесть лет издано более 40 постановлений Правительства Россий- ской Федерации, которыми утверждены требования к антитеррористи- ческой защищенности объектов (территорий) и формы паспортов без- опасности этих объектов (территорий)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw