Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 24 август – сентябрь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНый ДОМ. ЦИФРОВОЕ ЖКХ гии должны уметь работать с различными про- токолами и интерфейсами для обеспечения связи. Вторая и не менее важная задача комму- тации – это передача данных в режиме реаль- ного времени. Главной же задачей облачного уровня является передача данных и хранение их для дальней- шей обработки, анализа и реагирования на полученные события. При этом часть информа- ционных систем облачного слоя записывает и управляет данными устройств верхнего уровня, а вторая часть отвечает за корректную обработ- ку этих данных, непрерывно передаваемых через платформу IoT. Цифровая платформа управления зданиями как раз и поддерживает функциональность всех систем и уровней. От датчика на внешнем периметре к пульту опера- тора/администратора, далее к архиву или поль- зовательскому интерфейсу на экране компью- тера или в приложении жителя на смартфоне. Светлана Перминова, "ЮНИКОРН" Технологии, направленные на повышение про- зрачности и качества услуг по управлению. Евгений Золотарев, "Делетрон" Я считаю самыми прогрессивными беспровод- ные технологии (Интернет вещей, IoT). Учитывая масштабы страны и ее покрытие каналами связи, можно с уверенностью говорить о необходимости создания национальной систе- мы контроля ЖКХ на основе беспроводных решений. Понимая инфраструктурные сложно- сти, можно говорить о необходимости создания системы уровня GLONASS/платежная система "Мир". Это должна быть государственная систе- ма передачи данных Интернета вещей, со всеми последствиями: выделение частот, защита национальных интересов в информационной безопасности, гарантия возможности подключе- ния к среде передачи данных для всех жителей с помощью недорогих устройств отечественного производства. Вспомните, как изменилась жизнь в регионах после введения цифрового телеви- дения: информационные каналы стали доступ- нее для всех, несмотря на регион проживания. Александр Бирман, "ТЦИ" Наиболее известные примеры: l установка счетчиков потребляемых ресурсов с удаленным сбором информации (радиосети); l доступ к информации через личные кабинеты жильцов; l интеграция автоматизированных систем управляющих компаний в муниципальные и территориальные информационные системы. Опыт создания умных домов и городов в КНР показывает перспективность внедрения адрес- но-справочных систем идентификации и резо- люции цифровых объектов на основе архитек- туры цифровых объектов (Digital Object Archi- tecture, DOA). Применение этой технологии поз- волило: l ввести унифицированную систему регистра- ции цифровых объектов (двойников) физи- ческих объектов и процессов умного города с созданием системы реестров уникальных идентификаторов цифровых объектов; l ввести унифицированную систему уникаль- ных имен идентификаторов цифровых объ- ектов (двойников) физических объектов и процессов умного здания и города не только в масштабах здания, но и в масштабах терри- ториального образования и всей страны; l обеспечить резолюцию (получение данных) цифровых объектов умного города по имени уникального зарегистрированного идентифи- катора с использованием метаданных иден- тификатора (набора данных, которые указы- вают на способ получения данных цифрового объекта); l обеспечить требования по информационной безопасности и правам на получение инфор- мации для разного типа пользователей; l обеспечить стандартизацию и унификацию структур типов данных цифровых объектов ЖКХ. Любовь Степанова, "Стек" Жители жалуются на ошибки в квитанциях за ЖКУ, а сотрудники не справляются с большим объемом ручной работы? Значит, предприятию пора переходить на более современную про- грамму для ведения начислений, где расчет настроен в соответствии с законодательством, занимает несколько минут, а не часов и выгруз- ка данных в ГИС ЖКХ происходит по нажатию одной кнопки. Неплатежи в ЖКХ – вечная проблема отрасли. До пандемии в РФ собираемость платежей составляла в среднем 96%, во время пандемии снизилась аж до 81% 1 . Для решения этой про- блемы есть несколько путей: 1. Начислять пени за несвоевременную или неполную оплату. Любая современная программа для ведения расчетов справится с этой задачей. 2. Внедрять удаленные способы взаимодей- ствия жильцов с УК – личный кабинет и мобильное приложение, где жильцы смогут скачать квитанцию, оплатить ЖКУ, передать показания счетчиков. 3. Регулярно напоминать жильцам об оплате. Из программы для ведения расчетов за ЖКУ можно делать e-mail- или СМС-рассылку с напоминанием о необходимости оплаты или о возникшей задолженности, а в личный каби- нет и мобильное приложение отправлять уве- домления для забывчивых граждан. Для массо- вого информирования по телефону подойдет автообзвон. 4. Самый действенный способ – автоматизиро- вать претензионно-исковую работу с должника- ми. Специализированная программа проверит наличие задолженности, уведомит о ней долж- ника, подготовит документы для досудебного урегулирования вопроса (предупреждения, пре- тензии, соглашения о погашении) или судебного (подготовка пакета документов в суд). Голосовые помощники становятся все популяр- нее. Если заинтегрировать навык "Алисы" с рас- четной программой, то жильцы через "Алису" смогут передавать показания приборов учета. Такая передача показаний станет отличным дополнением к уже имеющимся каналам пере- дачи данных. Чем больше у жителей вариантов, тем выше эффективность коммуникации. Диспетчерским службам давно пора перейти от бумажных журналов заявок к автоматизирован- ной системе, которая позволит решать пробле- мы жильцов быстрее и эффективнее. Ни один звонок не будет пропущен, а заявки не поте- ряются. Система сама определит жильца по номеру телефона. Оператор не тратит время на запись контактных данных, регистрирует заявку, распределяет в работу на исполнителя и затем контролирует исполнение. Эффективность работы оператора повышается в два раза. Современные мастера аварийно-диспетчерских служб оснащены мобильными телефонами. Специальное приложение позволяет мастеру оперативно получать уведомления о поступив- шей работе, необходимую информацию по заявке, прикладывать фото по завершении работ. Оператор имеет возможность просмат- ривать карту передвижений мастера. Какие нормативные документы регулируют сферу цифровизации ЖКХ? Сергей Домнин, InPrice Distribution Есть различные региональные программы, например "Безопасный регион" в Подмосковье. Но, к счастью, наше правительство пока не взя- лось всерьез за регулирование данной отрас- ли. Подобно госрегулированию размера огур- цов, регулирование параметров цифровиза- ции ЖКХ вряд ли пойдет на благо большинству участников рынка, а значит и потребителям. Скорее всего, оно приведет к снижению уровня конкуренции в пользу крупных игроков. Светлана Перминова, "ЮНИКОРН" Нужно урегулировать применение и содержа- ние цифровых сервисов: содержание умных сервисов включить в перечень необходимых работ и услуг по управлению домами. Евгений Золотарев, "Делетрон" На мой взгляд, верхнеуровневый инструмент для возможной цифровой трансформации соз- дан, это национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", разрабаты- ваемая в соответствии с Указом Президента Рос- сийской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических зада- чах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Жаль, что существенных шагов в направлении цифровизации ЖКХ пока не сде- лано. Александр Бирман, "ТЦИ" Необходимо определить стандарты описания данных типовых цифровых объектов ЖКХ, а также единую систему идентификации циф- 1 https://tass.ru/nedvizhimost/9411677

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw