Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 О собая роль в выявлении и нейтрализации угроз безопасности, в том числе связанных с экстремистской и террористической деятель- ностью, принадлежит научно-исследователь- ским, образовательным, просветительским и иным организациям, представляющим граж- данское общество. Одной из таких структур является автономная некоммерческая органи- зация "научно-исследовательский институт про- блем безопасности стран Снг", созданная в 2006 г. для комплексного анализа проблем безопасности стран Содружества посредством разработки научных проектов, докладов, реко- мендаций, выпуска научных изданий, а также проведения экспертиз и консультаций. Основной целью работы института является научно-исследовательская, аналитическая и консультационная деятельность по широкому спектру проблем обеспечения безопасности государств – участников Снг. Институт занима- ется научными и прикладными исследованиями в целях развития идей национальной и между- народной безопасности, содействием междуна- родному сотрудничеству наших стран в процес- се создания, развития, внедрения инновацион- ных систем обеспечения безопасности. Отдельным этапом в развитии деятельности института стало заключение в августе 2019 г. Меморандума о сотрудничестве с антитеррори- стическим центром Снг. С момента установле- ния рабочих отношений и подписания вышена- званного меморандума мы продуктивно сотрудничаем по целому ряду направлений. Обучение специалистов по безопасности Рассматривая правовое обеспечение без- опасности объектов ТЭК как составную часть обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности, институт в настоящее время проводит работу по систе- матизации положений основ теории нацио- нальной безопасности применительно к соз- данию единого стандарта обучения специа- листов в области безопасности. Цель – совместно с нашими партнерами из силовых структур, представленными антитеррористи- ческим центром государств – участников Снг, и высших учебных заведений стран Содруже- ства если и не унифицировать, то сблизить систему подходов к правовому обеспечению безопасности. апробация этого сближения осуществляется на платформе партнера – факультета комплексной безопасности ТЭК Российского государственно- го университета имени И.М. губкина, являюще- гося базовой организацией Снг по подготовке специалистов в области нефтегазовой отрасли. в настоящее время в учебный процесс по цело- му ряду направлений обучения, в первую оче- редь по специальности "Правовое обеспечение национальной безопасности", уже внедрены подходы, разработанные с участием специали- стов института. в наших планах – их распро- странение в том числе на страны Содружества, в которых имеются филиалы российских вузов, например в филиал губкинского университета в Ташкенте. Учитывая особенности национального законо- дательства, присутствие за рубежом многочис- ленных объектов нефтяных и газовых компа- ний, гибридный характер угроз и целый ряд иных факторов, мы стараемся применять ком- плексный подход, объясняя в том числе работ- никам топливно-энергетического комплекса, что обеспечение безопасности объекта напря- мую связано с общим геополитическим раскла- дом, историческими, национальными, рели- гиозными особенностями, столкновением раз- личных интересов и систем обеспечения без- опасности. в этом мы видим особую миссию гражданского общества и его научно-исследовательских и образовательных структур. Одно из дополнительных направлений взаимо- действия – создание дискуссионной трибуны и популяризация научных подходов. Эту задачу мы решаем в том числе путем издания ежеквар- тального научно-аналитического и информа- ционного журнала, распространяемого на про- странстве Содружества. Гармонизации законодательных норм в сфере безопасности ТЭК Используя опыт конкретных государств Снг и опираясь на национальное законодательство в сфере обеспечения комплексной безопасно- сти ТЭК и антитеррористической защищенно- сти, можно сказать, что сегодня идет процесс гармонизации норм в этих областях, который сопровождается усилением мер общей ответ- ственности государств за антитеррористическую защищенность ТЭК: 1. Согласовываются функции центральных и региональных органов власти стран Снг в сфере энергетической безопасности, погра- ничной службы, борьбы с терроризмом. 2. на двусторонней и многосторонней основе заключаются межведомственные соглашения о приграничном сотрудничестве в охране объ- ектов ТЭК, совместных действиях в случаях ава- рий на объектах ТЭК. 3. вырабатываются общие программы и страте- гии государственных мер по обеспечению анти- террористической безопасности топливно- энергетического комплекса стран Снг, а также по подготовке скоординированных мер защиты энергетической безопасности в сфере ТЭК. Большинство объектов ТЭК государств – участ- ников Снг имеют общие особенности, обуслов- ленные необходимостью учета интересов и, соответственно, подходов к обеспечению анти- террористической защищенности сразу несколь- ких "игроков": l государства, на чьей территории располага- ется объект; l собственника объекта; l иностранного государства, которое может выступать и собственником, и иным интере- сантом ("транзитер", потребитель). Каждый из этих субъектов, как правило, не только имеет свои представления о безопасно- сти объекта, но и располагает собственной системой обеспечения безопасности (начиная со спецслужб и правоохранительных органов и заканчивая наличием собственных служб без- опасности, частных охранных предприятий, частных военных компаний и т.д.). Следует учитывать, что изначально, зачастую параллельно с государством (собственником или правообладателем), хозяйствующий субъ- ект ведет работу по сбору исходных данных об объекте и оценке состояния безопасности объ- екта, выстраивает собственную систему без- опасности, ведет прямой диалог с институтами гражданского общества. Это и профсоюзы, и научные организации, и общественные, и религиозные (что наиболее характерно для региона Центральной азии) объединения. вся эта работа проводится специалистами, основная квалификация которых не антитер- рор, но, в отличие от большинства сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, февраль – март 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ТЭК, нЕфТЕгаза, КвО Артем Грачев Заместитель директора – руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества Научно-исследовательского института проблем безопасности Содружества Независимых Государств Сотрудничество стран СНГ в сфере правового обеспечения безопасности объектов ТЭК За последние десятилетия в энергосистемах мира произошло более 40 крупных системных аварий. Основные причины таких аварий чаще всего лежали в стремле- нии решать в полном объеме коммерческие задачи без учета технологических воз- можностей. Однако системные аварии вследствие незаконных вмешательств, в том числе террористических актов, в деятельность объектов ТЭК являются вполне возмож- ной реалией сегодняшнего дня

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw