Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 37 именно они обладают необходимыми техниче- скими и специальными знаниями по объекту и по своему менталитету "более привязаны к социуму". вряд ли возможно качественно организовать обеспечение безопасности объекта без при- влечения соответствующих специалистов собст- венника, учитывая, что общие требования к системам безопасности ТЭК разрабатываются на уровне законодательства и утверждаются на уровне постановлений правительств стран, национальных законов. на это накладывается еще одна не урегулиро- ванная в правовом плане проблема, связанная с вышеназванным участием в обеспечении без- опасности объектов ТЭК игроков. Категорирование объектов ТЭК Одним из основных элементов обеспечения комплексной безопасности объектов ТЭК является выработка единых требований при определении категории потенциальной опасно- сти объекта от акта незаконного вмешатель- ства – категорирование. При этом подходы в отдельных странах Снг к решению этого вопроса могут существенно различаться. Так, в Казахстане правила определения объ- ектов, подлежащих государственной охране, и требования по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих госу- дарственной охране, утверждены постановле- нием правительства, в Российской федерации – федеральным законом "О безопасности объ- ектов топливно-энергетического комплекса" и т.п. в большинстве государств – участников Снг в качестве основного документа, регламенти- рующего обеспечение безопасности критиче- ски важных объектов (КвО), введен паспорт антитеррористической защищенности (пас- порт безопасности) объекта, однако требова- ния в данных паспортах совпадают не во всем. в ряде стран Содружества нормативные тре- бования к наличию паспортов безопасности отсутствуют. Регулирование международных проектов нефтедобычи необходимость координации действий обусловливается наличием совместных между- народных проектов в области добычи углево- дородов. в Российской федерации обеспечение без- опасности морских нефтегазовых сооруже- ний в общей части регламентируется законом "О транспортной безопасности". в других странах подход другой. а это затрагивает такие крупные объекты, как морские буровые платформы и суда, наливные танкеры, пор- товые сооружения и т.д. Следует отметить, что рассматриваемому вопросу большое внимание уделяется не только в странах Содружества, но и во всем мире, включая отдельную озабоченность состоянием обеспечения безопасности КвО со стороны про- фильных структур Организации Объединенных наций. в Мировом океане расположено свыше 30 тыс. установок для бурения скважин и хранения углеводородов, 800 плавучих буровых устано- вок. в 2021 г.: l 120 государств были вовлечены в работы по освоению углеводородных ресурсов на кон- тинентальном шельфе; l задействовано 340 судостроительных и машиностроительных предприятий, более 50 геофизических и более 100 водолазных фирм; l около 30 млрд долларов в год расходуется на обустройство и эксплуатацию морских нефте- газопромыслов, а также на проектные и научно-исследовательские разработки. Мировая практика защиты объектов критически важной инфраструктуры Советом Безопасности ООн 13.02.2017 г. была принята Резолюция 2341 (2017), призывающая государства-членов рассмотреть возможность разработки и дальнейшего совершенствования своих стратегий уменьшения рисков террори- стических нападений на критически важные объекты инфраструктуры. Стратегии должны предусматривать, в частности, оценку и улучше- ние понимания соответствующих рисков, при- нятие мер по обеспечению готовности, эффек- тивного реагирования на нападения, а также содействие повышению оперативной совмести- мости в области безопасности и ликвидации последствий и поддержку эффективного взаи- модействия всех заинтересованных сторон. в соответствии с Резолюцией 2341 (2017) и в ее развитие Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Без- опасности ООн был подготовлен доклад, посвя- щенный физической защите объектов критиче- ски важной инфраструктуры от террористиче- ских атак, основанный на информации, полу- ченной от партнеров по глобальной контртер- рористической исследовательской сети. Доклад призван укрепить партнерство между междуна- родными, региональными и субрегиональными организациями, гражданским обществом, научными кругами и другими структурами в проведении исследований, сборе информа- ции и выявлении передовой практики. в настоящее время наш институт также подклю- чается к работе в данной сети, а также к прове- дению целого ряда мероприятий профильных структур ООн и ОБСЕ по направлению обес- печения безопасности критически важных объ- ектов. Одно из таких мероприятий совместно с наши- ми партнерами из антитеррористического центра Снг и факультета комплексной без- опасности ТЭК РгУ нефти и газа (нИУ) имени И.М. губкина было проведено в рамках Контр- террористической конференции 2020 г. в мас- штабах всей ОБСЕ и представлено отдельным изданием, которое используется для подготов- ки специалистов в области обеспечения без- опасности ТЭК. Задачи по правовому обеспечению безопасности ТЭК на сегодняшний день под эгидой Межпарла- ментской ассамблеи государств – участников Снг проводится большая работа по модерниза- ции уже существующей правовой базы ком- плексного правового регулирования обеспече- ния безопасности в сфере ТЭК, которая не толь- ко призвана регламентировать вопросы борьбы с терроризмом и отдельные способы его про- филактики, но и нацелена на реализацию мер по ликвидации террористических последствий для населения и окружающей природной среды, а также докризисному восстановлению пострадавших объектов, проведению реабили- тации пострадавших территорий и т.д. в связи с этим необходимо выработать концеп- туальные взгляды на правовое регулирование противодействия различным угрозам на крити- чески важных объектах в приоритетных сферах жизнеобеспечения государств, обозначив в качестве целей устойчивое и безопасное функционирование ТЭК, защиту интересов лич- ности, общества и государства в сфере топлив- но-энергетического комплекса. Требуется согласованное участие в деятельности системы обеспечения безопасности объектов ТЭК представителей всех стран – участников Снг и представителей институтов гражданского общества. на пространстве Содружества мы определили четыре ключевые задачи по разра- ботке системы правового обеспечения безопас- ности ТЭК в рамках Снг: 1. формирование правовых и экономических механизмов обеспечения безопасности крити- чески важных объектов ТЭК. 2. Разработка общей системы организацион- ных, технических и иных мероприятий по защи- те критически важных объектов ТЭК, в том числе от актов незаконного вмешательства. 3. формирование системы оперативного реаги- рования на возникающие экстремальные ситуа- ции, в том числе вызванные актами незаконно- го вмешательства. 4. Создание условий для быстрого восстанов- ления объекта после акта незаконного вмеша- тельства или иной чрезвычайной ситуации. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь ОБъЕКТОв ТЭК, нЕфТЕгаза, КвО www.kemcnti.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw