Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2018

С одной стороны, Россия вроде бы находится на задворках применения искусственного интеллекта в сервисной робототехнике и автомобилестроении, да и вообще в промышленности. По данным IFR, на 10 тыс. работников в Рос- сии приходится всего три робота. Для сравнения: в Южной Корее этот показа- тель равен 631 роботу на 10 тыс. человек. В то же время в 2017 г. российский рынок продемонстрировал взрыв- ной рост – установка робо- тов на промышленных про- изводствах возросла на 84% по сравнению с 2016 г. Все это говорит о больших пер- спективах промышленного искусственного интеллекта в нашей стране. процесс движения автомобиля будет контролироваться двумя синхронизированными компью- терными системами. При этом вторая система будет брать автомобиль под управление, если в первой системе про- изойдет сбой. И это лишь один из многих примеров. В целом же прогнозы по продажам бес- пилотных автомобилей на 2020 г. составляют 2 млн штук, а на 2035-й – более 30 млн. Как уже говорилось, сбои в работе искусственного интеллекта неизбежны. Это и уже упоми- навшееся ДТП со смертельным исходом в США в марте, и инци- дент в декабре 2016 г., когда беспилотное такси компании Uber проехало на красный свет в Сан-Франциско. Когда речь идет о работе системы, интеллектуальные способности которой намного превосходят человеческие, стоит исходить из того, что ей под силу буквально все. В этой связи существует несколько вариантов контроля возможно- стей искусственного интеллек- та – от физического ограниче- ния его доступа к Интернету или различным приложениям и процессам до разработки дру- жественных по отношению к человеку мотиваций. Пока эта сфера, так же как и само про- мышленное применение искус- ственного интеллекта, находит- ся на стадии развития. Кроме того (и об этом недвусмысленно говорят и в России, и за рубе- жом), необходима разработка законодательной базы, регла- ментирующей применение искусственного интеллекта. С одной стороны, Россия вроде бы находится на задвор- ках применения искусственного интеллекта в сервисной робо- тотехнике и автомобилестрое- нии, да и вообще в промыш- ленности. По данным IFR, на 10 тыс. работников в России приходится всего три робота. Для сравнения: в Южной Корее этот показатель равен 631 роботу на 10 тыс. человек. В то же время в 2017 г. российский рынок продемонстрировал взрывной рост – установка роботов на промышленных про- изводствах возросла на 84% по сравнению с 2016 г. Все это говорит о больших перспекти- вах промышленного искус- ственного интеллекта в нашей стране. В качестве наиболее ярких примеров можно привести не только уже упомянутую отече- ственную компанию Cognitive Technologies, успешно конкури- рующую с израильскими раз- работчиками ADAS. Стоит ска- зать и о КАМАЗе, который в 2015 г. впервые протестировал на полигоне беспилотный авто- мобиль, а в 2017 г. продемон- стрировал на ИННОПРОМ бес- пилотный автобус "Шатл". Отставание от мировых лидеров робототехники наша страна компенсирует развитием тех- нологий не только в автопроме, но и в энергетике, банковской сфере, нефте- и газодобываю- щей промышленности. l Частное учреждение “Русатом – Меж- дународная Сеть” (РМС) является отраслевым комплексом, входящим в контур управления Госкорпорации “Росатом”, который решает задачи фор- мирования, развития и управления сетью зарубежных региональных цент- ров. В структуру компании входят 11 региональных центров. Для РМС вопрос информационной безопасности является актуальным и важным, поэтому руководство решило привлечь внешнего подрядчика для про- ведения независимой оценки текущего уровня защищенности представительств компании. Подрядчиком был выбран системный интегратор в области ИБ – компания “ДиалогНаука”, которая про- вела аудит и разработала рекомендации по совершенствованию системы обес- печения информационной и физической безопасности региональных центров Росатома. Работы проводились в два этапа. На первом этапе специалисты "ДиалогНау- ки" разработали методику проведения работ, в которой были определены кри- терии оценки, сформированные по результатам анализа внутренних доку- ментов РМС, требований законодатель- ства страны местонахождения и реко- мендаций международного стандарта ISO/IEC 27001:2013. На следующем этапе по разработан- ной и согласованной с заказчиком методике было проведено обследова- ние существующей системы ИБ и системы физической безопасности, оценка соответствия их установленным критериям. По результатам анализа были разработаны детальные реко- мендации по улучшению существую- щих и разработке недостающих про- цессов управления и обеспечения ИБ региональных центров Росатома, в том числе подготовлены предложения по использованию дополнительных средств защиты информации, которые необходимы для повышения уровня безопасности компании. l • 27 ТЕХНОЛОГИИ www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru Аудит безопасности региональных центров Госкорпорации "Росатом"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw